Сегодня Суббота 27 мая 2017 года
Поиск:

Проповеди

Страницы:
1 2 3 4 5


Св. препод.-муч. Андрей критский.

 (Как мы относимся к исполнению своих обязанностей?).

 I. В день св. препод.-муч. Андрея критскаго, который из ревности к славе Божией и спасению ближних, обличал нечестиваго иконоборческаго императора Константина Копронима (жившаго в 8 веке) и за это подвергся самым жестоким мучениям и смерти на виду православных, которых он не переставал до последняго издыхания научать истине и послушанию св. матери церкви, прилично, возлюбленные мои братие, побеседовать о том, так ли мы исполняем свои христианския обязанности, как исполнял их св. Андрей критский.

 

 II. Христиане-братие! На каждом из нас лежит свой долг, своя обязанность, у каждаго есть свое дело, на которое он послан в мир сей по воле и распоряжению божественнаго промысла. Все-ли мы смотрим на обязанности, лежащия на нас, так, как смотрел на Свои обязанности Начальник нашего спасения? Так-ли уважаем свой долг, так-ли преданы своему делу, чтоб готовы были из-за него не доесть, не допить, не доспать, – чтоб могли самое исполнение своего долга считать своею пищею? Так ли мы ревнуем о славе Божией и спасении души ближняго, как ревновал об этом ныне ублажаемый св. Андрей критский? Ах, нет и далеко нет!

 

 а) Мы первее всего – члены семейства. Известно всем и каждому, какия обязанности лежат на супругах в отношении друг к другу. Но каждый-ли относится к своей жене, как к богодарованной ему помощнице и сотруднице на пути жизни? Каждый ли уважает ее настолько, насколько от нея требует уважения себе? Каждый-ли любит ее так, как самого себя? Разве нет у нас таких супружеств, где муж и жена являются почти совершенно чужими один другому? Разве нет еще таких, где муж является самовластным владыкою, свирепым тираном, а жена безгласною, безответною рабою? У мужа свои деньги, у жены свои; у мужа свои хлопоты, заботы, намерения и планы, у жены свои; муж отлучается по целым неделям и месяцам, жена не знает, где он, куда и зачем отлучился, скоро-ли воротится и т. д. Иные мужья требуют от своих жен рабских услуг, налагают на них непомерныя тяжести, вместо того, чтоб снисходить их природной немощи, позволяют себе тешиться над ними, ругаться, иногда и оскорблять действием. Есть и жены, которыя также не по-людски относятся к своим слабым мужьям, – постоянно злятся на них, бранят их, стесняют во всех делах их, стыдятся показаться с ними в люди и т. п. Горе жить жене с таким мужем, горе жить и мужу с такою женою!

 

 б) На супругах лежит еще священнейший долг вскормить и вспоить своих детей так, чтобы из них вышли впоследствии и добрые люди и добрые христиане. Но все-ли родители исполняют этот долг? У многих родителей надзор за детьми продолжается только два-три года: когда дитя начнет уж свободно бегать, его оставляют на произвол судьбы, как будто отцу и матери нет и дела справляться, что там зараждается, что там накопляется в молодой и восприимчивой душе их дитяти. Оно растет и развивается как былинка в поле! Но этого мало: мы знаем, что иные родители, к стыду человеческому и к глубокой скорби церкви Христовой, отдают своих детей в ученики или в наемники людям нечестным по промыслу своему... И не бедность только заставляет их так делать, – нет, иногда и корыстолюбие. Что выйдет из таких детей? Родители будут ожидать, что дети станут покоить и призревать их в старости. Напрасное ожидание! Не бывать из таких детей поителей и кормителей для своих родителей, которые в свое время не хотели знать, что такое воспитание детей в добре, да в страхе Божием.

 

 в) К семейству можно отнести еще нашу прислугу. По-христиански надлежало-бы быть так, чтобы ни прислуга не обижала хозяина, ни хозяин – прислугу. Но у нас нередко выходит так, что хозяин постоянно ссорится и бранится с прислугой, налагает на нее много работ, а содержит скупо, подозревает ее, не пускает в храм Божий, к исповеди и противится исполнению ею великих и необходимых обязанностей христиан, и т. д.; прислуга, с своей стороны, тем-же отплачивает хозяину, – обманывает его, работает не добросовестно, а как-нибудь, лишь бы кое-как прожить день до вечера, клевещет на хозяина, чернит его пред людьми и проч. Хозяин в конце срока не отдает прислуге всей договорной платы, вычитает уроны и убытки, которые он потерпел по недобросовестности прислуги, присчитывает большею частию к ним и те, в которых прислуга и не виновата, а виновата его собственная оплошность; прислуга жалуется, заводится ссора, тяжба... Так-то многие из нас исполняют, или – правильнее – искажают свои семейныя обязанности!

 

 г) Будучи членами семейства, все мы в то же время – члены общества, государства, и на каждом, как на гражданине, как на члене общества, лежит тоже свой долг, своя обязанность. Не думайте, что общественныя обязанности лежат только на лицах должностных, на разных начальниках и властях: нет, оне лежат на каждом из нас. То правда, что чем выше стоит человек в обществе, чем большую и высшую несет должность, тем больше ему открыто простора, дано возможности и средств действовать для общества. Но не надо забывать и того, что всякая высшая власть, когда действует, то опирается на следующей за нею низшей, эта опять – на следующей низшей и т. д., пока дело дойдет не только до самой низшей власти, но и до простого ремесленника, до простого земледельца, не имеющаго никакой общественной власти. Если эти последния лица будут честно исполнять свое дело, то и власти, стоящей над ними, будет легче отправлять правильно свою должность, а если этой будет легче, то также будет легче и стоящей над нею высшей власти и т. д. В обществе человеческом, – как в теле человеческом. Когда тело бывает здорово? Тогда, когда все члены его надлежащим образом исполняют свое назначение. Не так-ли в обществе? Например: не уменьшилось-ли бы в обществе пьянства, бродяжничества, тунеядства и разных общественных пороков, если бы все родители и воспитатели со всем усердием и ревностию исполняли лежащия на них обязанности по отношению к своим детям и питомцам, т.-е. учили их и словом и собственным примером страху Божию, трудолюбию, честности, ремеслам, наукам, искусствам? А сколько уменьшилось-бы насилия, притеснений, открытых и тайных грабительств и разбоев, если-б каждый усердно занимался делами своего звания, а приставленные наблюдать правосудие нелицеприятно, не мздоимно, не подкупно исполняли возложенныя на них обязанности – творить суд и правду!... А какое будет добро в обществе, если иные намеренно злоупотребляют своим общественным званием? Вся беда в том, что у нас большею частию ложно принято смотреть на общественныя должности, как только на средства «наживаться». Понятно, что человек, так смотрящий на свою должность, не принесет на ней никакой пользы обществу; он только и будет думать о том, как-бы скорее и лучше поправить свои дела на счет общественных. Оттого и выходит, что почти каждый должностной человек не бывает доволен тем местом, которое занимает в обществе, а стремится подняться все выше и выше, часто вовсе не размышляя о том, способен ли он к исполнению тех обязанностей, которыя требуются тем общественным местом, котораго достигнуть он так усиливается. До обязанностей ему как-будто и дела нет; его занимает одно: «там больше прибыли и доходов!» Так-то у нас иногда извращаются наши общественныя обязанности.

 

д) Наконец, все мы – члены общества духовнаго, небеснаго; все мы – христиане. Как на христианах, на нас лежат также свои высокия обязанности. Мы в этой жизни только готовимся, под руководством церкви, к иной жизни – к жизни «со Христом в Бозе». Каждый день, каждый час мы должны помышлять о нашем высшем призвании и назначении, и потому постоянно должны стараться о том, как-бы нам сделаться все лучше, добрее, святее, – как-бы нам очистить свой ум от помыслов суетных, свое сердце – от похотей лукавых, свою жизнь от дурных наклонностей, от преступных привычек, от дел лукавых и нечистых, чтоб явиться в ту жизнь достойными «наследниками Богу и сонаследниками Христу». И как хорошо было-бы на свете, если-б мы постоянно, по крайней мере, думали об этих высших наших обязанностях! Как легко было-бы нам исполнять и наши семейныя и общественныя обязанности, сколько не стало-бы дурных сторон в нашей жизни, на которыя мы указывали вам, если-б мы непрестанно усиливались любить, как следует, Господа Бога и своих ближних! Тогда мы меньше имели-бы нужды в судах и расправах, потому что меньше было-бы обид и неправд между нами.

 

III. Господи Иисусе! Научи нас смотреть на наши обязанности и дай силу совершать их так, как смотрел на Свое великое дело и совершил его Ты, Человеколюбче! Научи нас творити волю Твою, как Ты сотворил волю пославшаго Тебя Отца. Научи нас с тою святою и пламенною ревностию заботиться о славе Твоей и спасении ближних, как делал это св. препод.-мученик Андрей критский и все др. святые. Аминь. (Сост. с дополн. свящ. Гр. Д-ко по «Сборнику слов, поучен. и бесед.», Августина, еписк. екатериносл.).

Страницы:
1 2 3 4 5


добавить комментарий  > 
26 мая 2014
Автор: Гость
Слава Богу за такие проповеди! Батюшка, спаси Вас Господи.
22 августа 2014
Автор: Ирина
Доброго дня, а когда опубликуете последнюю проповедь батюшки "О любви"? Переполняет желание вернуться к ней снова. Спасибо.
23 мая 2015
Автор: Диакон Артемий
Замечательные проповеди! Оптинский дух в них!
22 июля 2015
Автор: Елена
Благодати Вам Божией, отец Илия, спаси Бог за вразумление нас слабых духом.
10 октября 2015
Автор: Елена
Ваши проповеди духовно освежают, очищают, сердечно вразумляют, заставляют открывать в себе сокровенного человека! Благодати Божией всему Подворью Оптиной пустыни!