Сегодня Суббота 27 мая 2017 года
Поиск:

Проповеди

Страницы:
1 2 3 4 5


Иеромонах Илия (Копылов)

Проповедь о необходимости всегда радоваться и за все благодарить

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите (1 Фес. 5, 16-18). Так заповедано нам Богом через святого апостола Павла. Отсюда познаем, что естественное состояние человека – это непрестанная радость о Господе нашем Иисусе Христе и неугасающее благодарное чувство к Сыну Божию!

Да, именно благодарное чувство, которое не иссякает не только в радости, но и в скорби остается прежним!

«Благодарность приемлющего побуждает дающего давать дары больше прежних, – говорит преп. Исаак Сирин. И потому, видя благодарное сердце, Господь дарует такому человеку неизреченную радость,  с которой он восходит в обители возлюбленного Сына Божия, где, после отшествия из сей временной жизни, унаследует вечное веселие со Христом.

Как же стяжать эту непрестанную радость, если человек большую часть своей жизни проводит в скорбях? Да и Священное Писание говорит нам: в мире скорбны будете (Ин. 16, 33). И что «многими скорбями придется входить нам в Царствие Небесное» (ср.: Деян. 14, 22). Нет ли в этом противоречия?

Конечно же, нет. Потому что внешние скорби по сути своей ничто для того, кто открыл свое сердце для Господа. Кто всем сердцем возлюбил Бога и стал жилищем Святаго Духа.

Бог, вселившись в такого человека, соделывает его блаженным. Так что все мимо проходящее для него становится тенью.

И как тень исчезает с наступлением ночи, так и скорби идут как бы позади христианина, стяжавшего в своей душе Божественную радость, которая приятнее сладкого меда. И вкусив этой благодати, человек уже не желает мирских благ, но всецело поклоняется Богу и следует за Ним путем вечной правды.

И не только сам следует, но и ведет за собой множество страждущих душ. Таким был наш великий Оптинский старец Амвросий. Его убогая скитская келейка только одним своим видом вызывала у многих невольную радость. Сколько людей побывало в ней! Заходили к Старцу, обливаясь горькими слезами скорби, а выходили со слезами радости и благодарным сердцем.

Сам старец Амвросий, будучи тяжело болен, всегда улыбался и выглядел самым счастливым человеком на свете. «Как жить?» – спрашивали Старца. А он с улыбкой отвечал: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать – и всем мое почтение».

Как-то раз пришел к Старцу один блаженный. Он ничего не говорил, а только все время улыбался. Старец вывел его посреди собравшегося народа и давай расхваливать. Говорить, что это великий подвижник и праведник к нам пришел. Затем завел его в келью, побеседовал и снова вывел на народ. И теперь стал его ругать, говорить, что это проходимец и шарлатан, прелестник и негодник. Тем временем блаженный продолжал улыбаться как и прежде и кивать головой, как будто не было никакой разницы в том, хвалили его или ругали.

А когда он ушел, то Старец рассказал, что много людей на земле спасаются и только благодаря смирению могут стяжать духовную радость в своем сердце. «Есть смирение – все есть, а нет смирения – ничего нет». И добавил еще, что есть и такие, которые ходят на исповедь с одними и теми же грехами и никак не исправляются. Как те гуси, которым хозяйка кричит: «тежа, тежа», – а они все те же!  

Духовная радость подобна радуге, которую некогда даровал Бог благочестивому Ною в знак примирения с человечеством после потопа. И подается эта радость лишь тогда, когда совесть наша чиста и мирна пред Богом и ближними. Когда ум наш лишен всякого лукавства и коварства, когда в простоте сердечной мы всеми силами стремимся исполнять заповеди возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа.

И как же не возрадоваться тому, кто, полагая в жизни сей немалые труды воздержания и духовные подвиги, унаследует вечное блаженство?

Как не возрадоваться тем, кто воистину здесь, на земле, соделался гражданином Неба, и, будучи изгнанником земным, станет наследником Царствия Небесного?

Как не возвеселиться тем, кто ради заповедей возлюбленного Господа  лишил себя земных благ и, подобно страннику, шел путем изгнания и злостраданий?

Кузнец, беря в руки железо, знает наперед, что будет ковать: меч или лопату. Так и мы должны иметь доброе рассуждение и искать радость в Духе Святом, а не в теле. Чтобы мимолетные земные радости не помрачили ум и не отяготили нас еще большими страстями.

Преподобный Оптинский старец Нектарий как-то увидел одного брата, чрезмерно радующегося. А спустя несколько дней брат сей был уныл и пришел к Старцу с просьбой дать ему ответ, почему так происходит, что радость его нередко сменяется унынием, доходящим даже до отчаяния?

На это Старец ответил брату: «Во всем нужна мера. А потому прежде радости, брат, нам необходимо научиться смирению». И преп. Иоанн Лествичник пишет: «Рукою смирения отвергай приходящую радость, как недостойный ее, чтобы не обольститься ею, и не принять волка вместо пастыря».

Посему, если человек не так давно стал посещать Божий храм, то таковому сначала необходимо восприять смирение и послушание. И держаться их, чтобы мало-помалу прийти и к совершенной радости во Христе.

А тем из нас, кто уже не считает себя новоначальным, можно только посочувствовать. Ибо враг спасения внушает таковым губительный помысл значимости.  

Когда Оптинского старца Нектария спросили, на какую ступень лествицы он взошел в своих духовных подвигах, то смиренномудрый Старец ответил, что не приблизился даже к самой первой, низшей ступени.

Что же тогда говорить нам, грешным, не стяжавшим и малой части благодати великого Старца?

Преподобный Нектарий до самой смерти считал себя новоначальным и за это обрел милость у Господа.

Не подобным ли образом и мы должны думать о себе, считая всегда себя лишь в начале пути, не гордясь и не превозносясь над ближними? Чтобы радость о возлюбленном Господе Иисусе Христе нашла место и в наших сердцах. Дабы, живя по совести и памятуя о дне Судном, мы всегда радовались, непрестанно молились и за все благодарили! Ибо такова о нас воля Божия. Аминь!

 

Иеромонах Илия (Копылов)

Проповедь о том, что гнев есть беснование

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В одной обители когда-то жил монах, который много скорбел от того, что часто раздражался и гневался. Однажды он решил: уйду в безлюдное место. Там я ни с кем не буду иметь бесед, буду безмолвствовать, и страсть гнева меня оставит. Выйдя из монастыря, брат поселился в пещере, вдали от людей. В первый же день он пошел к реке и, почерпнув в сосуд воды, поставил его на камень. Но сосуд из-за неровной поверхности камня опрокинулся, и вода пролилась. Поднявё его, монах снова почерпнул воды, и снова поставил на тот же камень. Сосуд, как и прежде, опрокинулся. Когда же в третий раз повторилось подобное, монах рассердился и в гневе разбил сосуд. Придя же в себя после приступа гнева, отшельник милостию Божией понял, что над ним глумится враг спасения рода человеческого, и сказал: вот я уединился, а страсть гнева осталась со мной. Вернусь же лучше в обитель, и там буду бороться со страстью, ибо везде необходимы терпение и смирение. Так возвратился монах в монастырь, осознав, что не место спасает человека.

Священное Писание говорит нам, что гнев правды Божией не соделывает. Но откуда берется гнев и каковы причины его возникновения в человеческом сердце? Святые Отцы утверждают, что нередко зависть ввергает человека в гнев, а гнев в ослепление, ослепление же толкает на совершение всякого зла.

«Гнев есть беснование», – пишет свт. Иоанн Златоуст. И впускает человек эту бесовскую нечесть в свою душу не сразу, а постепенно. Сначала появляется тонкое, порою незаметное превозношение над ближним, которое затем переходит в раздражение. Раздражение же порождает гневное состояние и затмевает разум. А помраченный разум соделывает из человека злое бесовское орудие против добра и света.

И подобно тому, как мокрый снег имеет свойство собираться в снежный ком, так и многие страсти срастаются с гневающимся человеком. Здесь и зависть, породнившаяся с раздражительностью, и клевета, стремящаяся как можно больнее ужалить человека, ставшего предметом раздражения для гневающегося.

Но основной причиной гнева является гордость - матерь всех страстей. Ибо она побуждает нас превозноситься над ближними, считать себя умнее и талантливее, думать о себе, что мы имеем некую значимость. И как некогда фарисей, в безумии говорящий: «Господи, я не такой как все прочие», гордый человек думает о себе, что он лучше знает, как правильно поступить в сложившейся ситуации. Он считает, что благодаря ему делаются все дела и благодаря его таланту все совершается. Превозносясь же над ближними, он начинает раздражаться их мнимыми недостатками, а затем впадает в гнев и ярость беснования.

Но что толку рассказывать больному о течении болезни, не подавая при этом ему лекарство? Какой смысл знать источник недуга, и при этом не ведать, как его лечить?

Святые Отцы сравнивают страсть с быстрой рекой, которая начинается с маленького ручейка, а затем становится все шире и шире. Ручей легко перегородить камнем, а чтобы остановить реку необходимо построить огромную плотину. Посему и человек нередко не в состоянии укротить свой гнев, когда он подобен широкой реке. Но когда страсть только начинает свое течение, ее можно остановить.

С чего начинается страсть гнева, мы уже говорили. Прежде всего – это превозношение над ближним.

Преподобный Оптинский старец Амвросий советовал еще в самом начале гневного состояния постараться потушить в себе превозношение. Своим духовным чадам от раздражения он советовал молиться за тех, кто нас раздражает, следующими словами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй рабу или раба такого-то» и при этом добавлять: «И его или ее святыми молитвами помилуй мя, грешного».

Слова сей молитвы, многократно повторяемой, помогают человеку увидеть истинное состояние своей грешной души и обрести то самое необходимое смирение, без которого никто не спасется.

Смиренный человек ничем не раздражается, ни на что не ропщет, никому не завидует. Потому что он за все благодарит Бога!

И сегодня, когда Церковь Христова приготавливает нас, своих чад, к Великому Посту, мы должны вспомнить всех, кого мы огорчили, на кого гневались или осудили. Всех, кому завидовали и кого по немощи человеческой укоряли. Будем же просить возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа, да подаст нам смирение и покаяние. Чтобы мы нашли в себе силы преодолеть бесовскую гордыню и испросить друг у друга прощения.

Некогда два монаха подвизались в киновии. Они жили в полном согласии и христианской любви. И вот однажды враг спасения рода человеческого решил их поссорить. Он явился пред ними в облике птицы. Но явился так, что одному казался голубем, а другому вороной.  Когда братья увидели птицу, то стали спорить между собой. Один говорил: «Смотри, брат, какой прекрасный голубь». А другой отвечал: «Да это же ворона». И так они спорили и даже подрались, будучи исполнены гнева. Но потом один из них опомнился и подумал: «Пусть будет так, как желает мой брат. Смирюсь пред ним и попрошу у него прощения. Ибо смирение выше всякого спора».

И как только он сказал брату: «Прости, я был не прав», то птица бесовская тут же испустила дух, и диавол отступил. Тогда по всей киновии распространилась невыносимая вонь от этой мертвой птицы, напоминающая братьям, насколько противны Богу гневающиеся.

О, великая сила смирения! Одно смиренное слово «прости» низложило диавола и его лукавые козни.

Пусть же и сегодня наши покаянные мольбы к Богу и просьбы прощения друг у друга разрушат все ухищрения врага. Ибо род сей, по слову Спасителя, изгоняется молитвой и постом. Аминь!

 

Иеромонах Илия Копылов

Проповедь о том, что христиане имеют любовь между собой

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Когда первые лучи восходящего солнца освещают землю, то все вокруг оживает. Подобно сему оживают и наши сердца, когда их озаряет свет любви Христовой.

И этот свет, изливаясь обильно, изгоняет из души тьму страстей и греховных помыслов. Любовь Божия к Своему творению не имеет границ. И настолько сильно возлюбил Господь человека, что отдал Сына Своего Единородного, дабы принял Он крестные страдания и смерть ради нас и нашего спасения.

Кто из людей готов умереть за ближнего? Мало найдется таких. А здесь Творец принимает крестную смерть ради творения! Разве это не доказательство безграничной любви к нам, грешным людям?   

И если так Господь возлюбил нас, то как же мы, называющие себя христианами, должны возлюбить Его?

Святые мученики ради любви ко Христу с радостью шли на жестокие пытки, принимали мучительную смерть, имея любовь и веру ко Господу Иисусу, Который укреплял их в истязаниях и делал безстрашными.

Они ничего не боялись и охотно умирали, чтобы воскреснуть в последний день. А некоторые из нас сегодня бояться даже обычных скорбей. А что это за христианин, если боится скорбей? Ведь сказано: «Многими скорбями надлежит внити вам в Царствие Небесное» (ср.: Деян. 14, 22). И в другом месте: «В мире скорбны будете, но не бойтесь, Я победил мир» (ср.: Ин. 16, 33).

Как сталь под ударами молота становится только крепче, так и христианин в скорбях закаляется и твердо противостоит любым козням врага спасения. Когда мы кого-то любим, то всегда думаем о нем и радуемся встрече с любимым человеком. Так и христианин радуется, умирая за Христа. Ведь смерть христианина – это встреча с возлюбленным Богом!

Где любовь, там нет страха телесной смерти! Где любовь – там нет места для боли! Где слава Господня, там радость и твердое упование на вечную жизнь со Христом!

И чем может человек доказать свою любовь ко Господу, если к молитве ленив, в искушениях – нетерпелив, в скорбях ропотлив? Да не будем подобны яблоку, которое сверху имеет приятный вид и аромат, а внутри все изъедено червями.

Христианин есть образец для подражания. Он должен быть для всех, ищущих истины, примером. И как учит нас Господь, мы, христиане, должны жить так, чтобы люди, видя наши добрые дела, прославляли Отца Небесного (ср.: Мф. 5, 16).

Но мало добрых дел, чтобы стать настоящим христианином. Мало милосердия и молитв, мало ночных бдений и духовных подвигов.

Все, что доброго делает человек, оказывается пустым и никчемным, если он не имеет в себе любви Божией.

«Если я горы передвигаю и мертвых воскрешаю, – говорит апостол Павел, – но любви при этом не имею, то я медь звенящая и кимвал звучащий» (ср.: 1 Кор. 13, 1-2).  

Вот насколько любовь выше всех добродетелей.

Любовь – это жертва. Это готовность умереть не только за Христа, но и друг за друга. И если кто-либо скажет, что за Христа готов или готова умереть, а за брата или сестру не хочу, потому что имею неприязнь к ним, то таков человек лжец и любви в нем нет.

Это подтверждает и святой апостол Павел, когда говорит: «кто ты, говорящий что любишь Бога, а брата ненавидишь. Ибо как ты можешь любить невидимого Бога, а брата, которого видишь, ненавидишь?» (ср.: 1 Ин. 4, 20). Кто ты, если не лжец?

И причина такой нелюбви к ближнему заключается прежде всего в гордости – в этой непомерной гордыни. Гордость – мать всех пороков и страстей, говорили преподобные Оптинские Старцы.

Не любит человек брата или сестру, потому что считает себя лучше и праведнее.

Сохрани нас всех, Господи, от такого прелестного безумия.

Так устроены мы все, что любим тех, кого почитаем лучшими себя. Тех, кто, по нашему мнению, лучше нас, мы всегда рады видеть и хотим быть им полезными, ищем их внимания и одобрения наших поступков. И если это так, то для того, чтобы возлюбить всех, надобно научиться себя считать хуже всех. Только так можно обрести истинную любовь к Богу и ближним и через это спасти свою душу.

Оптинский старец Амвросий как-то рассказывал историю про одну знатную женщину, которая во сне видела Господа Иисуса Христа и пред Ним множество народа. Господь стал по очереди подзывать к Себе людей. Сначала подошла к Нему девушка крестьянка, затем мужичок в лаптях и еще много людей крестьянского сословия. Госпожа подумала, что уж ее-то, за ее доброту и милосердие, да и вообще за добрые дела Христос окликнет и возьмет с Собой. Но каково же было ее удивление, когда она увидела, что Господь отвратился от нее. Тогда женщина упала на колени и стала смиренно сознаваться, что она действительно хуже всех и недостойна Царствия Небесного. На это старец Амвросий добавил: «А вот такие-то и годятся, таких-то там и надо».

Когда мы подходим ко Святой Чаше, то вместе со священником произносим слова молитвы: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз».

А считаем ли мы себя первыми из грешников? Ведь сколько на земле убийц, лихоимцев и прочих беззаконников, которых Господь пришел спасти. А мы должны искренне себя считать хуже всех сих. И если мы действительно считаем, что мы грешнее всех грешников, то мы можем дерзать подходить ко Причастию, а если же думаем, что кто-то хуже нас и имеем к кому-то неприязнь, то тогда мы недостойно причащаемся.

Прости нас, милосердый Господи, и избави от пагубного мнения, что мы есть что-то. На самом деле мы ничто – пустое место, и жизнь наша пар, приходящий на малое время (ср.: Иак. 4, 14). Помоги, Господи, осознать это и всегда считать себя хуже всех.

Как же премудро у Господа все и как все взаимосвязано. Считай себя хуже всех и обретешь любовь к ближнему, смири себя пред всеми и наследуешь Царствие Небесное.

Таково и должно быть устроение христианина. «Ибо как узнают, что вы Мои ученики? – говорит Господь. – Если будете иметь любовь между собою» (ср.: Ин. 13, 35). Аминь.

 

Иеромонах Илия (Копылов)

Проповеди иеромонаха Илии (Копылова)

Проповедь на Вход Господень в Иерусалим

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь празднует Вход возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа во Иерусалим. Осталась неделя до того Великого Дня, когда всеобщее ликование и неизреченная радость Воскресения Христова наполнит сердца всех искренне верующих!

И посему в день сегодняшний принято подводить итоги. Взглянуть на то, как провели мы этот Великий Пост. И был ли он для нас действительно Великим?

Не станем равняться не тех, кто безрассудно относится ко времени, отведенному человеческому роду для покаяния. Ведь Великий Пост – это десятина года, которую мы обязаны посвятить Господу. Не будем осуждать и перечислять все то, что оставившие благоразумие натворили и что продолжают вытворять и поныне. Каждый сам за себя даст ответ на Страшном Суде Господнем. И каждый получит по делам своим: благой участи удостоятся сотворившие благое, и зло наследуют сотворившие злое. 

Подумаем же сегодня о своих грехах. О том, как мы провели эти дни Великого Поста. Во всем ли были послушны Богу? Постились ли по церковному Уставу, не уклоняясь в чревоугодие и саможаление? Всегда ли отвергали мирские развлечения и нецеломудренные зрелища? Не осуждали ли ближних? Не раздражались ли на них и не гневались? Не сопутствовал ли нам грех многословия и пустословия?

Рассмотрим же проведенное нами время до мельчайших греховных помыслов. Ибо кто верен в малом, тот и в великом будет верен (ср.: Лк. 16, 10).

Наш преподобный Оптинский старец Варсонофий говорил, что самоукорение есть незримое восхождение во Иерусалим Небесный вслед за возлюбленным Господом Иисусом Христом.

Великая польза человеку от самоукорения. Ибо оно есть невидимое преуспеяние, которое приводит странствующую в житейском море душу в тихую пристань смирения. 

Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии,- говорит Господь, - и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть(Мф. 11, 28-30).

Но как, спросит кто-то, иго может быть благим? Как бремя может быть легким? Немногие вмещают слово сие, а только те, кто встал на путь спасения и жаждет научиться смирению и кротости у Самого Владыки Христа.

Укоряй себя, и будет душе твоей легко и радостно. Оправдывай во всем ближнего и будешь благодушествовать во вся дни. 

А тот, кто себя оправдывает, а укоряет и винит во всем ближних, таковой взял на себя бремена неудобоносимые. Тяжелы для него и бремя, и иго. Но стоит всмотреться и осознать, что ближние не виноваты в наших скорбях, а виною всему наша греховная жизнь, как тут же иго становится легким и бремя благим.   

Подобно тому, как огромная льдина тает под лучами весеннего солнца, так и постылые страсти человеческого сердца исцеляются помыслами самоукорения. И душа еще при жизни тела, подобно облаку, восходит в Небесный Иерусалим и сподобляется вкусить блага, которого не видел глаз, не слышало ухо и о которых человеческий ум не в силах и помышлять. Как об этом говорит святой апостол Павел, что некогда был восхищен бысть в рай, и слыша неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати (2 Кор. 12, 4).

Поистине, блажен тот, кто вкусит от трапезы в Царствии Твоем, Господи! «Ибо кто будет признан достойным небесного града, тот в этом граде и обретет спасение», - говорит свт. Афанасий Великий.

Как-то преподобного Амвросия Оптинского посетили две послушницы. Когда же одна из них зашла к Старцу, то стала жаловаться и с досадой осуждать приехавшую с ней сестру. Старец молча выслушал ропотницу, а затем взял свой посох и, подавая его послушнице, сказал: «Возьми, матушка, палку эту и ударь меня покрепче». Послушница удивилась и спрашивает: «За что же я Вас должна бить, Батюшка?» А Старец говорит: «Я человек грешный. Вот намедни в день, когда не положено было масла вкушать, меня помысл искушал, что хорошо бы для желудка немного подлить в пищу. Бей меня, матушка, бей! Теперь ведь ты у нас судия, а не Бог!»

Услышав эти слова, послушница поняла, что осудила сестру и тяжко согрешила этим. Сестра стала слезно просить Старца о прощении. Батюшка же повелел позвать и другую послушницу. Они тут же испросили друг у друга прощения, расплакались и помирились.

«И так на душе после этого стало легко, - вспоминала послушница, - что словами просто не описать. А ведь до того как к Старцу пришла, такая тяжесть на сердце была, что хоть из обители уходи».

Вот что делает с душой самоукорение. Оно берет на себя иго Христово и бремя Его и дарует душе легкость и небесную радость.

«Считай всех лучше себя, а себя укоряй и всячески зазирай, - говорил преподобный Старец Амвросий, - и не стыдись за свои немощи кланяться и просить прощения у ближнего, когда что имеешь на него. Почитай каждый день, как бы он был для тебя последний, и мыслями своими чаще поставляй себя на суде Божием».

И пусть сегодня каждый из нас рассмотрит время проведенного Великого Поста и соберет плоды своей смоковницы. Дай Бог, чтобы она не оказалась бесплодной. А плод Великого Поста – это, прежде всего, покаянное смиренное чувство, приобретенное самоукорением. Это и благодарное сердце Богу, особенно когда терпим что-либо злое от ближних. Потому что мы должны благодарить Бога за все случающиеся с нами скорби, всегда укоряя и осуждая себя.

И вербные ветви, по традиции освящаемые в этот праздник, пусть символизируют освящение наших душ и очищение их от греховных страстей. Подобно тому как весенние ручьи омывают землю, так и слезы искренней радости и любви ко Господу нашему Иисусу Христу пусть омоют ныне наши сердца.   

Самоукорение рождает смирение, смирение же возжигает в сердце неизреченную любовь, которой человек возможет взойти в Небесный град Иерусалим. Ведь для любящего нет ничего невозможного. Любящая душа непременно войдет в селения Небесного Иерусалима, где возрадуется и возликует со всеми Небесными Силами и со всеми святыми. Аминь!

 

Иеромонах Илия (Копылов)

Проповеди иеромонаха Илии (Копылова)

Проповедь на Пасху

Христос Воскресе!

Как радостно лицезреть сегодня в храме ваши сияющие лица и видеть, как в каждом сиянии отражается Сам возлюбленный Господь наш Иисус Христос, некогда проливший за нас, грешных, Свою драгоценную Кровь и в третий день Воскресший и даровавший нам непостыдную надежду Спасения!

И сегодня, когда окончились дни Великого Поста, дни покаяния и плача о грехах, мы ликуем с ликующими, радуемся с обрадованными и воспеваем победную песнь: «Христос Воскресе!»

Подобно тому, как яркий солнечный свет проникает в наши дома чрез окна, так и радость о Воскресшем Господе Иисусе Христе заполняет все уголки нашей души.

Пусть каждый сегодня оставит все земные заботы и печали. Пусть прислушается к радостному биению своего сердца и примет в него Воскресшего Господа!

Весь Великий Пост мы готовились к этой встрече Спасителя. Старались очистить душу от страстей. Со слезами и покаянием призывали Бога, чтобы сегодня вкупе со всеми Небесными Силами восторжествовать и нам, недостойным, славя величайшую Победу Света над тьмой!

Нет ни одного человека на земле, который бы ни радовался победам, случающимся в повседневной жизни. Разве не испытывали мы отраду, когда земная правда одерживала верх над нечестивой ложью?

И если такие маленькие житейские победы приносили нашему сердцу веселие, то каков же должен быть восторг от всеобщей Победы и радости Воскресения Христова!

Христос Воскресе!

Ликуют Небеса и веселится земля в этот Великий Праздников Праздник и Торжество из Торжеств! Потому что сегодня в сердце каждого искренне верующего человека пир со Христом Богом!

Когда Ной после потопа ступил на землю, то первым, что увидели его утомленные от долгого пребывания в ковчеге глаза, была радуга - небесная палитра, содержащая в себе все цвета земного великолепия. И явилась она знамением завета, символом примирения между Богом и человеком.

Подобно этой радуге Господь подает в сердца искренне верующих в Него неизреченную радость в знак благодатного мира и любви. Ведь истинная радость души не может быть без любви к Богу и ближним. Эти великие добродетели делают душу любящего человека такой огромной, что с легкостью в ней может вместиться весь мир.

Христос Воскресе!

Для каждого православного это не просто слова, а слова Победы над смертью. Ибо Господь ниспроверг диавола, а всех верующих в Него совоскресил вместе с Собою, поправ смерть и даровав вместо проклятия благословение, вместо томящей сердце печали – неизреченную радость, вместо скорбного сетования - Пасхальное Торжество.

И это священное Пасхальное веселие должно навеки поселиться в наших сердцах не только в Великий День Воскресения Христова. Господь желает, чтобы мы радовались во всякое время, непрестанно молились и за все благодарили, как об этом пишет святой апостол Павел, говоря: ибо такова о вас воля Божия (1 Фес. 5, 16-18).

И потому, твердо храня Апостольское предание, будем поминать друг друга в усердной молитве и, празднуя всем православным миром в одно время Спасительную Пасху, будем едиными устами и единым сердцем истинно исповедовать Господа. И если понадобиться, то умрем за Христа, как и Он когда-то принял страдания и смерть за нас.

А готовность с радостью умереть за Господа - это плод благочестивой и праведной, добродетельной жизни.

Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, - говорит Господь, -  той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам (Ин. 14, 21).

Преподобный Оптинский старец Амвросий испытывал множество разного рода скорбей и болезней, но при этом всегда был весел и мирен духом. Даже лежа на одре болезни, он всегда подбадривал окружающих его.

Был в то время в скиту один послушник пожилого возраста, с лысиной на голове. Узнав, что старец Амвросий тяжело заболел, он в расстроенных чувствах пришел получить благословение Старца, быть может, последнее. Скорбя сердцем, он подошел к лежавшему на кровати Старцу, поклонился и протянул руки, чтобы принять благословение. Старец Амвросий приоткрыл глаза, улыбнулся, благословил послушника и, слегла похлопав его по голове, шутливо проговорил едва слышным голосом: «Ну ты, лысый игумен!..»

«У меня будто гора свалилась с плеч, - вспоминал впоследствии послушник, - так легко стало на душе». Пришедши же в свою келью, он места себе не находил от радости. Ведь будучи смертельно болен, Старец не держался за эту временную жизнь, а смиренно и даже с радостью ждал своего отшествия из мира сего.

И послушник, невольно соприкоснувшись с неизреченной любовью Старца ко Господу, долго пребывал в этом состоянии. Он все ходил по келье и твердил: «Боже мой! Что же это такое? Батюшка-то, Батюшка, сам едва дышит, а все шутит».

Подобных примеров в жизни нашего старца Амвросия было множество. А так как Преподобный часто болел, а совершенно здоровым никогда и не был, то между братией на вопрос: «Как здоровье Старца?» - сложился такой общий ответ: «Батюшка веселенький».

И сегодня мы обращаемся с радостным приветствием к нашему веселенькому и горячо любимому батюшке Амвросию, ко всем нашим преподобным Оптинским Старцам, ко всем Оптинским новомученикам и всем возлюбившим Господа нашего Иисуса Христа. Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Аминь!

 

Иеромонах Илия (Копылов)

Проповедь на праздник Рождества Христова

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сколь велика бывает радость человека, когда он празднует дни рождения дорогих и близких ему людей. И особенно обильно эта радость наполняет сердце по отношению к торжествам тех, от кого мы получали когда-либо благодеяния. Кто в трудную минуту был рядом и на деле доказал свою любовь и преданность.

И чем знатнее человек, день рождения которого празднуется, тем более многочисленно бывает собрание поздравляющих. Облекшись в нарядные одежды, они спешат порадовать виновника торжества своим великолепным видом. Заранее выведывают у его приближенных тайные желания, чтобы подготовить подарки и доставить радость родившемуся в этот день близкому человеку.  

И если так мы празднуем дни рождения людей, которые с нами здесь только на малое время, то как же мы должны готовить себя к великому Торжеству Рождения Того, Кто будет, надеемся, с нами вечно? Кто возлюбил нас больше всего на свете? Кто, будучи Творцом всего видимого, смирил себя, приняв образ раба? Кто ради нашего спасения позволил нечестивым иудеям, горделиво возомнившим себя Божьими избранниками, распять Себя на кресте? А ведь в те времена смерть на кресте была самой позорной и самой мучительной. И Христос ради нас добровольно пошел на эту смерть, показав тем самым свою великую любовь к роду человеческому.

Итак, какими же одеждами нам, христианам, необходимо украсить себя, приготовляясь к Великому Торжеству Божественного явления? Какие подарки приготовим возлюбленному Господу нашему Иисусу Христу в День Его преславного Рождества?

«Сыне, даждь ми твое сердце» (ср.: Притч. 23, 26), - говорит Господь. И это есть неизменное желание Бога по отношению к нам, православным. Чтобы мы возлюбили Его всем сердцем и всею душою своею. Чтобы во всем подчинили себя премудрому о нас Промыслу, предав все свои печали и радости, удачи и неудачи в руки Божии. А потому потщимся поскорее приготовить сердца наши в чадолюбивое послушание возлюбленному Господу Иисусу Христу. Будем во всем Ему послушны и верны. Чтобы никакие временные блага, ни какие богатства и привязанность к кому-либо и чему-либо, ни даже страх самой мучительной смерти не могли нас разлучить со Христом Богом.   

Поспешим же облечься в одежды милосердия и сострадания, подавая милостыню нуждающимся и утешая находящихся в узах и лечебницах. Укрепим веру нашу истинными познаниями Божественного учения, отбросив всякое нерадение и лень. Украсим себя соблюдением заповедей Христовых, чтобы Христос узрел нашу искреннюю любовь к Нему. «Ибо кто любит Меня, - говорит Господь, - тот заповеди Мои соблюдет» (ср.: Ин. 15, 10).

Однажды перед Рождеством Христовым к преподобному Оптинскому старцу Льву приехал с подарками богатый купец. Он думал, что его, человека знатного, Старец примет без очереди. Присев в прихожей рядом с нищей старушкой, купец достал платок и стал им вытирать пот со лба, тем самым показывая, какой он занятой человек. Но когда преподобный Лев вышел, чтобы позвать очередного посетителя, к удивлению купца, Старец пригласил к себе старушку, затем еще кого-то из крестьян, потом юношу-послушника. Когда же спустя несколько часов купец наконец-то попал на прием к Старцу, то преподобный Лев, улыбнувшись, сказал ему: «Вот так и перед Богом - мы все равны. И нет лицеприятия у Господа. Ты человек знатный и богатый, да только Богу ни твоя знатность, ни твое богатство не нужны. Ему необходимо твое смирение, без которого никакие подарки твои и никакая благотворительность тебя не спасут».

Воистину, Бог не нуждается в богатстве и знатности. Не нужны Ему и благолепие телесных одежд, в которые нередко наряжаются женщины, приходя на праздник. Ему не нужны накрашенные ресницы и подрумяненные ланиты, ни пышность и изящество прически. Бог смотрит на сердца молящихся и служащих Ему. Взирает на целомудрие и скромность, на кротость и смирение. В этом и заключается истинная красота и ценность даров, приносимых Христу в преддверии Его преславного Рождества.

Потрудимся же приготовить Господу достойные дары в этот великий День, чтобы вместо радости не принести праведному Судии огорчение.

И если перед мирскими торжествами люди полагают немало трудов, чтобы подобающим образом устроить свое празднество, то сколько же необходимо потрудиться нам в подвигах поста и молитвы, чтобы мы, христиане, достойно могли войти в духовное веселие великого праздника Рождества Христова?

И пусть покаяние, совершаемое нами в дни Рождественского поста, сегодня увенчается радостью о родившемся в Вифлееме Богомладенце. Пусть целомудрие навечно поселится в наших сердцах. Пусть совесть наша будет чиста и мирна. Дабы в непорочности мы всегда праздновали День Рождества Того, Кто вочеловечился от Пречистой Девы и Духа Святаго ради нашего спасения. Ему же слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Страницы:
1 2 3 4 5


добавить комментарий  > 
26 мая 2014
Автор: Гость
Слава Богу за такие проповеди! Батюшка, спаси Вас Господи.
22 августа 2014
Автор: Ирина
Доброго дня, а когда опубликуете последнюю проповедь батюшки "О любви"? Переполняет желание вернуться к ней снова. Спасибо.
23 мая 2015
Автор: Диакон Артемий
Замечательные проповеди! Оптинский дух в них!
22 июля 2015
Автор: Елена
Благодати Вам Божией, отец Илия, спаси Бог за вразумление нас слабых духом.
10 октября 2015
Автор: Елена
Ваши проповеди духовно освежают, очищают, сердечно вразумляют, заставляют открывать в себе сокровенного человека! Благодати Божией всему Подворью Оптиной пустыни!