Сегодня Вторник 25 апреля 2017 года
Поиск:

Реставрация

О подворье / Реставрация

Страшное наследство осталось после прошедших лет, воистину люди не ведали что творили. В соборе Успения Пресвятой Богородицы находился каток, и согласно технологии лед на катке «сливали», используя обыкновенный кипяток. Пар поднимался вверх и через навесные щиты, как через трубу, уходил под купол. Стены здания и купол мокли и были заражены грибком. В алтарях громоздилось холодильное оборудование катка, зал храма был превращен в огромное железобетонное корыто с трубами для аммиачной воды . Все это являло жалкое зрелище. 
Часть настенной росписи чудом сохранилась только благодаря тому, что неоднократно закрашивалась. При расчистке художественного слоя, над ним, поверх мелового грунта обнаружилось до восьми слоев масляной краски. Росписи, таким образом, законсервировались1.

На подворье была сформирована специальная группа архитекторов и реставраторов, координирующая работы по эксплуатации, ремонту и комплексному обследованию инженерных конструкций храма и строений. Выпускники Российской академии были приглашены к реставрации самим настоятелем Успенского подворья, ввиду того, что характер настенной живописи в храме реалистический, академический, что соответствует направлению вуза. Группа художников-реставраторов, возглавляемая Я.А. Штеренбергом, приступила к работам в храме в 1997 году. При этом в течение первых пяти лет их было всего лишь 8 человек, но постепенно состав расширялся.

Согласно требованиям ГИОП, росписи восстанавливаются в первозданном виде, а это долгие, кропотливые, трудоемкие и дорогостоящие работы.

Реконструкция - самый ответственный момент реставрации и занимает большую часть времени, так как, в некоторых случаях, до 90% оригинальной живописи утрачено. При таком положении для восстановления исторического облика храма требуется искать аналоги через творчество живописцев того времени (это В.П. Верещагин, В.М. Васнецов), анализируя росписи по сохранившимся в архивах фотоматериалам2.

Первым объектом для реставрации был выбран центральный алтарь. Среди перечисленных этапов самый длительный - расчистка, так как обрабатывается и проявляется буквально каждый миллиметр из уцелевших росписей3.

Много помогает реставраторам лаборатория при ГИОП, в частности, ее заведующий А.Г. Тучинский, когда необходимо исследовать образцы материалов, использовавшиеся при сторительстве и росписи храма, установить характер «заболевания» сохранившейся живописи и предложить рекомендации по технологии восстановления. Восстановительные работы в Успенском храме ведутся натуральными материалами, с тем, чтобы новые живописные участки не отличались от исторических ни по качеству, ни по цветовой гамме.

Подчеркнем еще раз, что при реконструкции храма реставраторы восполняют, отрисовывая заново, лишь утраченные фрагменты, а сохранившуюся родную живопись восстанавливают. При этом каждый технологический процесс требует своего времени, он не может быть ускорен, если требуется качественный результат.

Более полное впечатление о картине разрушений можно составить из следующего документа:

 Из справки ГИОП от 15 октября 1991г.:

  • Уничтожен пол в храме и приделах.
  • Нарушена гидроизоляция стен в ряде мест цокольного и 1 этажа.
  • Заложены кирпичом арочные проемы алтарной части.
  • При монтаже катка срезаны значительные объемы плинтов и баз колонн, несущих подпружные арки.
    Повреждена и даже утрачена живопись на стенах приделов.
  • В результате перепадов температур и конденсата роспись и «золоченый» фон откосов окон, тяг и простенков отстали от основы, имеют осыпи и утраты на значительной площади.
  • Имеется перекос, деформация, коррозия и значительная утрата отдельных элементов оконных переплетов.
  • Демонтированы и утрачены решетки ограждения прохода и его конструкция по периметру карниза барабана; решетки северной и южной частей клироса.
  • Иконостас не сохранился.
  • Утрачены первоначальные приборы освящения: паникадила и светильники.
  • Утрачена позолота на четырех малых главках.
  • Утрачены все кресты с главок и главного купола.
  • На фасаде имеются повреждения декора из мозаики и изразцов.

В своей кропотливой работе художники опирались на сохранившиеся фотографии картонов, выполненных В.П. Верещагиным для Успенского храма в Киево-Печерской Лавре (разрушенного в Великую отечественную войну). Согласно требованиям ГИОП, при восстановлении росписей сохраняется каждый миллиметр живописи, а для реставраторов, при таком количестве утрат, эта задача - уравнение со многими неизвестными. При этом над реконструкцией трудятся только высококлассные специалисты, способные профессионально отрисовать картон и восполнить утраченную живопись.

3  Этапы выполнения реставрации живописного слоя на участке:

1.       Контрольная, пробная расчистка.

2.       Раскрытие и укрепление очередных поверхностей.

3.       Подведение грунта под уровень живописи, в тех местах, где она утрачена.

4.       Снятие калек с расчищенных участков, фотодокументирование.

5.       Перенесение рисунка с кальки на планшет.

6.       Отрисовка-реконструкция по сохранившимся фрагментам с использованием аналогов.

7.       Перевод с кальки на стену отрисованного фрагмента.

8.       Золочение.

9.       Восполнение утраченного живописного слоя.


 

  

 

добавить комментарий  >