Сегодня Суббота 21 октября 2017 года
Поиск:

Проповеди

Страницы:
1 2 3 4 5


При использовании материалов сайта ссылка на spb.optina.ru обязательна.

 

Иерей Сергий Петряшов

 «Претерпевый же до конца, той спасется» (Мф. 24, 13). Проповедь в день памяти преподобного отца нашего Илариона, старца Оптинского (1 октября 2015 года)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Претерпевый же до конца, той спасется» (Мф. 24,13). Такие слова мы услышали сегодня в начале Евангельского чтения от Матфея, братья и сестры, в ознаменование важности главного принципа и инструмента в жизни христианина, который подходит абсолютно ко всем жизненным ситуациям, а именно, — терпения.

Терпение — это тот духовный инструмент, который Господь дал людям для того, чтобы справляться с любой трудностью, проблемой. Ибо терпение — это родная и любимая сестра благой воли и любимое чадо рассудительности.

Терпение нужно не только хранить, но и возгревать так же, как веру. Поэтому если мы посмотрим в Евангелие, в поисках ответа на вопрос: «кто спасется»? То мы увидим, что самый короткий и точный ответ в словах Евангелия от Матфея, который мы сегодня и слышали за богослужением: «Претерпевый же до конца, той спасется» (Мф. 24,13).

Ни тот, кто будет видеть ангелов, ибо в Патерике сказано, что видел один старец в течение двух лет серафимов, воспевавших перед престолом Божиим небесные песни, и слышал неизреченные глаголы, а потом пал и погиб. Ни те, кто исцелял и пророчествовал, ибо если человек не имеет любви, то даже если он пророчествует, то он ничто (ср. 1Кор.13,1–14,5). Ни те, кто отличается какими-то особенными дарованиями или знаниями, а именно тот человек, который терпит и терпит именно ради Христа. Потому что в этом терпение и есть выражение сути крестоношения.

Сегодня мы в этом году предпоследний день празднуем Попразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. И в этот день нам, братия и сестры, не лишним будет вспомнить, что Крест — это и оружие, и знак терпения, одновременно, потому что невозможно донести его, а не только дотерпеть страдания на нем без терпения. А терпеть надо до конца, как Христос терпел, страдая на Кресте. Мы должны помнить всегда, что с Креста не сходят, а с Креста снимают. Поэтому терпение нужно проявлять до предела, не давая себе расслабляться в этой жизни.

Единственно, что терпение необходимо проявлять с рассуждением. Почему? Потому что, как апостол Павел писал про наши времена, «любы умалится», по-церковнославянски, и это значит любви станет меньше между людьми. И некоторые бессовестные люди, безбожники и атеисты, в наши дни пользуются терпением христиан и начинают над ними издеваться и приносить вред на работе или в семье. Поэтому всё должно быть в меру, и терпение тоже должно быть соединено с рассуждением.

Нам, братия и сестры, нужно помнить о том примере, который мы увидели в житии преподобного отца нашего Илариона Оптинского.

Вообще, любой старец Оптинский — это своя отдельная книга, а вся плеяда Оптинских старцев — это многотомник мудрости. Каждый старец отличался каким-то особым житием, особым духовным дарованием. И до сего дня, вам подтвердят паломники Оптиной Пустыни и монахи, люди прибегают к определённым старцам с определенными просьбами. И вот к старцу Илариону люди обращаются в болезнях и жизненных обстоятельствах, когда кто-то кому-то вредит или создает не самую лучшую обстановку на работе или в семье.

Старец Иларион отличался удивительной рассудительностью, терпением и снисхождением к людям. Дело в том, что он не сразу пришел в монастырь. Мы часто думаем, что такими святыми становятся люди, которые с детства пребывали в христианской атмосфере, но далеко не всегда так происходило. И далеко не всегда молодыми приходили в монастырь. Сам старец Иларион был в миру до тридцати трех лет, это очень большой возраст для того времени. Господь неслучайно его направил по такой жизненной стезе: старец научился терпеть других людей и любить их деятельно. Жизнеписатель его доносит до нас интересное свидетельство, о том, что Старец тех, кто с ним работал в миру в артелии, научил по-церковному петь, молиться, прилежно трудиться и не сквернословить. А это великое дарование надо иметь, чтобы в миру, в артелии, приучить к такому труду и такому отношению людей друг другу. Через несколько лет, когда он уже был в Оптиной послушником старца Макария, который отличался особой строгостью, и претерпев до конца достаточно искусительное послушание келейника такого великого Старца, не расстратил духовных даров, но преумножил их, пользуясь и тем опытом, который он приобрел еще в миру.

Почему же Господь премудро ему судил прийти в монастырь в таких летах, довольно зрелых по тем временам? Потому что он должен был постепенно «впитать» ту науку, которая потом пригодилась ему через несколько десятков лет, когда уже умирал преп. Макарий. Тогда пришли к старцу Макарию все монахи и говорили «на кого ты нас оставляешь» (а он был духовником монастыря и скита), а преп. Макарий подозвал не самого старшего из братии, а Илариона, и сказал ему: «не оставь их». Преп. Иларион поначалу испугался этого служения, потому что он знал, какую ответственность он должен понести на себе, но старец Макарий снова подозвал к себе Илариона и строго сказал «не оставь их». Старец знал перед какой смертельной опасностью они уже стояли тогда: дух обмирщения, нигилизма тогда поглощал не только мирян и аристократов, но даже монашествующих, и этот дух вторгался в любой монастырь. Вспомним, когда ходил по России будущий старец Иларион, а тогда молодой артельщик, нигде ни в одном монастыре он не обрел такого упокоения для своей души, какое он ощутил в Козельщанской Оптиной пустыни и остался здесь с великим Старцем.

И нам, братия и сестры, надо ещё один факт помнить из жития преп. Илариона. Мы часто слушаем апостольское послание к Галатам, которое читается в храмах на праздник кого-нибудь преподобного. Мы слышим обычную для нас, христиан, фразу «тяготы друг друга носите» (Гал. 6,2). Так вот это была одна из любимых фраз отца Илариона. Когда к нему приходили люди, а это было, как правило, в двух случаях — или болезни, или ссоры. В случаях болезни он советовал примириться с людьми, «и тогда много болезней и немощей исцелит Господь». А когда раздоры, он советовал не просто примириться, но понести тяготы друг друга (ср. Гал. 6,2). Это не просто помочь сумку донести до трамвая и не просто помочь в работе, понести тяготы друг друга — это потерпеть недостатки ближнего своего, потому что мы все с недостатками, от самых образованных до самых невежественных людей, мы все в том или ином виде искалечены грехом, мы все духовно изранены. И поэтому, как толпа прокаженных вместе просила Господа «Сыне Давидов, помилуй нас» (ср. Мф. 9,27), а ведь там были и иудеи, и самаряне. Вот так же и мы давайте друг друга поддерживать. Тогда нас Христос наполнит духом мирным. А со стяжавшим дух мирен, по слову преп. Серафима Саровского, тысячи вокруг начитают спасаться. Даже не слыша от нас душеспасительных бесед, а просто соприкасаясь с духом мирным, люди начинают исцеляться и примиряться, успокаиваться душой.

Братья и сестры, дух мира и любви да пребудет с вами молитвами старца Илариона Оптинского, чтобы мы до конца претерпели и спаслись. Аминь.

  

Иеромонах Илия (Копылов)

«Крест Господень есть образ смирения, которое драгоценнее всех сокровищ мира». Проповедь в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (2015)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Один Оптинский монах как-то спросил преподобного старца Нектария:

— Отче, как часто люди смотрят на небо?

Старец улыбнулся и ответил:

— Думаю, что тогда, когда случается с ними беда. Ведь недаром в народе говорят: пока гром не грянет — мужик не перекрестится.

— Вы говорите о духовном Небе, батюшка, — сказал монах, — а я спросил про обыкновенное: про то, где летают птицы, где собираются тучи, где по ночам светят звезды и откуда на наши головы падает дождь и снег.

Старец Нектарий был человеком простым, но весьма рассудительным, он во всем происходящем примечал великий смысл. Скрывая свои духовные дарования, он нередко отвечал на вопросы с легкой иронией.

— Так ты про обыкновенное небо спрашиваешь? — переспросил Старец монаха. — А разве оно обыкновенное? Ты посмотри, брат, какая необычайная красота!..

И вот решил старец Нектарий поспрашивать посетителей, когда они последний раз на небо смотрели. Заходит в его хибарку крестьянин, а старец Нектарий его и спрашивает:

— Ты, мил человек, когда последний раз на небо смотрел?

— Да вот, когда урожай собирали, тогда и поглядывал: нет ли там тучек и не будет ли дождя?

Приходит к Старцу помещица, он ее спрашивает:

— Когда, боголюбивая матушка, ты на небо смотрела-то?

— Да уж и не помню когда, батюшка, — ответила помещица. — Хлопот по хозяйству не перечесть... Какое уж тут небо? Когда гроза была сильная, окна закрывала со страху, вот тогда, небось, и видала.

Спрашивал Старец и торговых людей:

— Когда на небушко глаза поднимали?

— Да когда морем плыли, вот тогда и поглядывали, шторма да бури боялись.

— Жаль, что люди редко стали обращать внимание на это великолепие, — говорил впоследствии Старец Нектарий. — Все заняты заботами и житейскими делами, так что некогда и глаза на небо поднять.

Вот так и в жизни духовной: о кресте своем, как о небе, люди вспоминают лишь тогда, когда приближаются для них тяжелые времена. А ведь сказано возлюбленным Господом нашим Иисусом Христом: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).  

А каким образом человек может отвергнуться себя? Только тогда, когда оставляет естественные желания, ведь что толку, если мы отрекаемся от неестественных? Кто оставит только неестественное, тот не оставил ничего из своего собственного ради Христа, ибо противоестественное не принадлежит нам. А отрекаясь от естественных потребностей, человек уподобляется святому апостолу Петру, который говорит: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою» (Мф. 19, 27-29).

Но что же оставил апостол Петр? Разве он был богат? — Нет. Разве имел какое-то имение? — Нет. Святой апостол, оставив всякое желание плоти, проводил жизнь свою в посте и молитве, целомудрии и смирении. А Крест Господень — это, прежде всего, и есть образ смирения, которое драгоценнее всех сокровищ мира и слаще всех радостей света. 

Взять крест свой — это значит умереть для плоти, ибо если не умрет человек для плоти, то не сможет воскреснуть душой. Как мертвец не имеет более желаний естественных, так и в духовно умершем для плоти нет уже ничего от мира сего. Может ли умерший человек осуждать или роптать? Способен ли он обижаться и досадовать? —Конечно же, нет! «Взять крест свой и следовать за Христом» — значит идти по пути смирения, ибо Бог есть Бог смиренных.

Наш преподобный Оптинский старец Амвросий говаривал: «Как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца». Батюшка говорил, что когда мы идем прямым путем исполнения заповедей, то крест для нас нетяжкий. Но когда кто уклоняется от заповедей, то тогда появляются различные обстоятельства и неприятности, которые и возвращают человека на его крестный путь.

Иногда посылаются человеку скорби и без его вины. Все это Господь попускает для того, чтобы он страдал за других, так, Сам Спаситель пострадал на Кресте за людей, и апостолы Его также пострадали за Церковь. Иметь совершенную любовь — это и значит страдать за ближних.

Сегодня, в Праздник Воздвижения Креста Господня, давайте возблагодарим Господа нашего за Его долготерпение и неизреченное милосердие!

Слава Господи, Кресту Твоему Честному, который стал оружием против козней лукавого, ибо Крест даровал нам силы преодолевать всякое пристрастие к веку сему. Он научил нас не заботиться о земном, а только со смирением нести свой крест, данный каждой душе Богом для спасения, чтобы мы научились распознавать волю Господню и творить оную, чтобы имели простое сердце и чистый ум, чтобы всегда были милосердными, подражая Его милосердию, стяжали кротость и терпение, никому не воздавали злом за зло, но всегда с благодарным сердцем, смиренно сносили незаслуженные оскорбления, как претерпел когда-то за нас возлюбленный Господь наш на Кресте. Аминь. 

См. также Видео >>> на Видеоканале Подворья

 

Иеромонах Илия (Копылов)

Проповедь в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы (2015)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

К кому обратимся в печалях и скорбях? К кому припадем в молитвах и прошениях? К кому прибегнем в годину испытаний и лютых напастей? Конечно же, к Матери возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа.

Ибо как осенние листья, облетая с деревьев, обнаруживают твердость древесины, так по молитвам Пресвятой Богородицы отпадают все скорби и печали от тех, кто уповает на помощь Владычицы Приснодевы Марии!

И пусть надвигается лютая зима, будем тверды в своей вере и не усомнимся в выборе между жизнью и смертью. Ибо лучше умереть и обрести жизнь вечную со Христом, нежели жить здесь еще какое-то время трусливым предателем.

Вспомним то время, когда Оптинский старец новомученик Рафаил (Шейченко) вернулся из ссылки, где отбывал срок за веру Православную. Его обвиняли в контрреволюционной деятельности безбожные коммунисты, боявшиеся влияния Православия на души людей. Они по внушению врага спасения рода человеческого, подобно обезьяне, переделали Учение Церкви на свой лад. Вместо небесного Рая, которого чает каждая душа, придумали коммунизм — рай на земле. Крестные ходы заменили демонстрациями, молебны митингами, веру в единого Бога подменили верой в свои безумные идеи, которые насаждали повсюду огнем и мечом. И вот когда старец Рафаил вернулся из ссылки, Оптина пустынь к тому времени уже была закрыта безбожниками. Он отслужил Литургию в одном из Козельских храмов и после возгласа «Святая святым» вышел и сказал проповедь. В те годы был дан указ от властей о запрете священникам говорить что-либо публично, а Старец смело вышел и сказал, да так сказал, что к вечеру его уже забрали в НКВД. Был праздник Рождества Богородицы, и батюшка говорил о том, что мы, христиане, не должны бояться ничего, потому что над нами Покров Божией Матери. И как бы не старались богоборцы уничтожить нашу веру и навязать свои безумные идеи в светлое будущее материализма, все равно скоро придет конец их власти, потому что Бог поругаем не бывает.

После проповеди, одна женщина подошла к Старцу и спросила:

— Батюшка, а Вы не боитесь так смело говорить? Вас же могут расстрелять за такую проповедь.

А Старец ей смиренно ответил:

— Нет ничего лучше и благостнее для человека, чем умереть за проповедь Христа. Мученичество еще заслужить надо. Бог дарует этот крест, только кротким и смиренным сердцем.

Но мы и представить себе не можем, какие страдания перенесла Богородица за Христа. Как сжималось Ее материнское сердце, когда Она спешила ночью в Египет, скрываясь от страшного Ирода, избившего всех младенцев в Вифлееме. Сколько Она пережила, когда злобные иудеи искали убить Сына Божия, вышедшего на проповедь.

И разве могут сравниться с чем-либо ее материнские страдания у Креста, где был распят не имевший греха Господь наш Иисус Христос!

Святитель Димитрий Ростовский составил пяточисленные молитвы, в которых изложил пять наибольших болезней, что претерпела Богородица за Сына своего. Оптинский старец Рафаил советовал читать их каждый день, чтобы не роптать и не унывать. Ибо при свете дня пламя свечи становится незаметным. И свет его  видится нами настолько слабым, потому что другой солнечный свет освещает комнату.

Подобно тому и скорби наши, каковы бы они не казались нам великими, при воспоминании страданий Пресвятой Богородицы, становятся еле заметными.         

И все же пора прекратить нам вести речь о скорбях, ибо неуместно говорить сегодня о печали, в день когда полагается радоваться. 

О, Пресвятая, Пречистая, Преблагословенная Богородица! Ты нам Отрада и Утешение! Ты наш Покров и Заступница Усердная!

Сегодня, в Великий праздник Твоего Рождества, мы склоняем свои главы пред Тобой и с покаянием просим помощи в исправлении жизни и даровании нам целомудрия и смирения, кротости и послушания.

Ибо у кого просить, как не у того, кто имеет? Хлеба просим у пекаря, одежды — у швейных дел мастера, сапоги — у сапожника. А смирения и целомудрия испрашиваем у Самой кроткой, Самой смиренной Пречистой Девы Марии.

И пусть каждый из нас сегодня унесет с собой хотя бы маленькую частичку ангельского ликования и радости Вселенского Торжества! Пусть лица ваши всегда отражают Небесный свет чистоты, кротости и смиренномудрия Владычицы Милосердия!

Что бы всем нам непостыдно потрудиться на поприще своего служения и с радостью соделаться наследниками Царствия возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа. Ему же честь и поклонение подобает во веки веков. Аминь.

См. также Видео >>> на Видеоканале Подворья

 

Иеромонах Илия (Копылов)

Проповедь в день праздника Успения Пресвятой Богородицы (2015)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Когда в комнате нет света, она окутана тьмой. И глаз наш не в состоянии различить ничего находящегося в ней. Кромешная тьма не позволяет узреть даже силуэты. И только луч света, проникающий внутрь, дает возможность видеть и различать предметы.

Таким ярким лучом Божественного света стала для всего человечества Пресвятая, Пречистая и Преблагословенная Матерь Божия. За смирение, целомудрие и неизреченную чистоту Мария избирается Господом для вочеловечения Сына Божия и почитается нами честнейшей выше всякого не только человеческого естества, но и всякой ангельской сущности.

Взирая на ее целомудрие мы, грешные люди, невольно прячем глаза своей совести, стыдясь соделанных грехов. Ибо яркий свет целомудренной чистоты Пресвятой Девы освящает и согревает материнской любовию все уголки вселенной.

О, Пресвятая Богородица! Для каждого православного сердца ты стала родной и горячо любящей Матерью.

А ведь из земного самое близкое и самое дорогое на свете — это мама. И не думаю, что стоит убеждать кого-либо в этом. И если мы переживаем, когда она болеет, то какой же скорбью наполняется сердце, когда мама, наш самый родной человек на земле, оставляет этот видимый мир и умирает?

А сегодня мы вспоминаем день, когда произошло Успение нашей Всепетой Матери Пресвятой Девы Марии. Не говорим смерть, но Успение. Ибо умерший покидает нас, а Пречистая Богородица не оставила мира сего и по Успении Своем. Она заботится о каждом из нас! Радуется с радующимися и печалиться о грешниках. По Ее молитвам совершаются чудеса! И потому мы не скорбим сегодня, но пребываем в праздничном веселии. Ибо мы не потеряли во Успении Пресвятую нашу Матушку Богородицу, но обрели ее.

Ведь будучи земным жителем, она не лишена была и земных забот. Теперь же Приснодева Мария, освободившись от всего земного, стала Владычицей Неба. Никто не остался безутешен! Ни один вздох, ни одна слеза не сокрыта от ее всесострадательного взора!    

И только к ней, единственной из людей мы обращаемся: «Спаси нас! И только ей, Матери возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа даровал Господь благодать спасительного милосердия!» 

Когда совсем еще юный инок Досифей, ученик преподобного аввы Дорофея пришел в Гефсиманию, то остановился в храме перед изображением Страшного Суда. Юноша рассматривал роспись очень внимательно и тут подошла к нему женщина, облеченная в багряницу. Она стала подробно объяснять муку каждого из осужденных. При этом еще добавляла некоторые наставления от Себя.

Досифей изумился от слышанного и воскликнул: «Госпожа! Что же мне делать, чтобы избавиться от подобных мук?» Благоговейная Женщина дала ему в ответ три заповеди: постись, не ешь мяса и чаще молись. После сказанного Богряноносная Дева вдруг стала невидима. И как сообщает нам записавший это событие преподобный Иеремия: «То была Пресвятая Богородица».

По Успении своем Приснодева Мария многократно являлась людям: наставляла, утешала, предупреждала об опасности. И потому Успение ее есть ничто иное, как победа над смертью, победа нетления над тлением. 

Как-то к преподобному старцу Амвросию пришел уставщик Оптиной пустыни, иеромонах Никон. Беседуя о смертном часе, иеромонах спросил Батюшку: «Почему в богослужебных текстах наши умершие отцы и братия именуются усопшими?»

«До Воскресения Христова не были еще сокрушены врата ада, — ответил Старец. — Посему и смерть тогда не почиталась успением. А теперь, мы обрели надежду во Христе. Потому по благодати Божией, смерть стала для нас, верующих, сном. Спящий-то обязательно проснется. Вот и смерть наша теперь не что иное, как продолжительный сон».

Предчувствуя свою скорую кончину, Иеромонах Никон спросил Батюшку Амвросия: «А где же моему телу, Батюшка, уготовано место?» — «Ты ляжешь с великими людьми», — ответил Старец.

И действительно, года через три после этого разговора, отпросившись у настоятеля в Петербург, навестить брата, иеромонах Никон там вскорости почил. И похоронен он в Александро-Невской Лавре, рядом с великими людьми.

Если кто-то решил построить на месте старого дома новый, то он прежде переселиться в другое место, чтобы освободить ветхий. Так и душа человека верующего по успении освобождает бренное тело, чтобы, воскреснув, переселиться в новое, лучшее. Посему человек постепенно стареет и умирает. Но все это делает Бог, чтобы потом, после Страшного Суда, воздвигнуть новое тело, которое краше и лучше. А затем снова ввести в него душу с еще большею славою.

Заметьте, что выехавшие из ветхого дома не скорбят. Но напротив, даже радуются, представляя красоту своего нового великолепного будущего жилища. Так и мы, православные, не будем бояться покидать этот мир, живя в ветхом теле. А лучше поспешим устремить свой взор на будущую славу.

Но если мы и нуждаемся в новом теле, то дом души Пресвятой Девы Марии был настолько чист и светел, что Господь забрал тело Ее тайным образом. Ибо добротное не нуждается в разрушении и чистое не имеет нужды в очищении.

О, Преславная Владычице Богородице! Просвети нас светом Твоего целомудрия и Небесной чистоты! Чтобы и нам, прибегающим к тебе в молитвах, не унаследовать смерть, но обрести успение и воскреснуть во славе возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми во веки веков! Аминь.

См. также Видео >>> на Видеоканале Подворья

 

Иеромонах Илия (Копылов)

Проповедь в Неделю 10-ю по Пятидесятнице. Память великомученика Пантелеимона

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь» (Пс. 89, 10), — говорит пророк Давид.

Почти половину своей жизни, а иногда и большую её часть, человек тратит на лечение приключающихся с ним болезней. Зачастую, эти недуги уносят от нас близких. И, конечно же, мы скорбим и ищем исцеления, чтобы как-то продлить эту временную жизнь.

И мы не можем не скорбеть, потому что такова наша человеческая природа.

Когда Господь Иисус Христос пришел к умершему Лазарю, то и Он — Бог, Богочеловек, имеющий нашу природу, заплакал, а затем как Бог воскресил умершего. И не только, воскресил, но и исцелил, ибо что толку воскрешать, если тело останется под властью болезни? 

Думаю, что не скажу ничего нового для вас. Ибо как радуга бывает на всё небо, так и этот великий святой просиял во всем поднебесье православного мира.

Когда наш Оптинский старец преподобный Амвросий заболел тяжкою болезнью, ему с Афона прислали большую икону святого великомученика и целителя Пантелеимона, написанную на кипарисной доске.

Как выяснилось впоследствии, эту икону заказала для Старца Белевская монахиня Дарья Полотнова вместе с другими Белевскими сестрами. По прибытии к старцу святого образа, скитяне отслужили в келлии Старца всенощное бдение. А на утро, после Литургии, угоднику Божию был отслужен молебен с акафистом.

Старец Амвросий до этого неделю лежал на одре болезни и никакие врачебные средства ему не помогали выздороветь, вдруг встал с постели и здоровье его пошло на поправку. Так, по молитвам святого Пантелеимона свершилось и в нашей обители чудо исцеления. Но если начнем вспоминать о всех чудесах, то не закончим и до захода солнца.

И раз уж мы заговорили о болезнях, то не мешало бы взглянуть и на наши недуги душевные, и на то, какие средства необходимы для исцеления их.

Одна из главных болезней на пути нашего спасения есть уныние. Причины этой страсти могут быть разные: иногда уныние начинается от ропота, нередко от безделия и лени, но чаще всего — от недостатка терпения.

Святитель Григорий Богослов называет уныние омрачением ума. Страсть эта настолько бывает сильна, что может довести человека до отчаяния и даже до самоубийства, если с ней не вступить в ратоборство.

Наш преподобный старец Амвросий говорил, что дух уныния изгоняется тогда, когда мы поучаемся в слове Божием. А слово Божие наставляет и призывает «всегда радоваться, непрестанно молиться, и за все благодарить» (1 Фес. 5, 16–18).

Ибо таково здравое состояние души: кто пребывает всегда в благодушии, с любовью памятует о Господе и за всё, случающееся с ним, благодарит Создателя.

Не будем же и мы предаваться унынию, но будем всегда помнить, что над нами довлеет премудрый Промысл Всевидящего и любящего нас Бога, Который пришел нас, грешников, спасти. 

Посему возложим всецело жизнь нашу на Его премудрое попечение и никогда не станем унывать. А если кто-то все же заболел страстью уныния, пусть лекарством от этого недуга будет искреннее сердечное благодарное чувство к Богу!

Научимся и мы не забывать Господа в радостных для нас обстоятельствах и во всех скорбях, болезнях и находящей печали, научимся призывать имя Божие и с радостью непрестанно повторять: «Слава Богу за всё!» Аминь.

Cм. также Видео >>> на Видеоканале Подворья 

 

Проповедь в день памяти cвятых благоверных князей Бориса и Глеба. 

 1000-летие подвига святых князей-страстотерпцев (6 августа 2015 года)

Иерей Сергий Петряшов

 Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

С праздником, дорогие братия и сестры!

Сегодня вся Русская Православная Церковь празднует память святых страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба, положивших живот свой не на поле брани, не на игрищах, которые порой устраивали князья, не на пиру и не на чужбине, а у себя на Родине и от руки родного брата. И, несмотря на это они приняли смерть не позорно, не унизительно, хотя некоторым так и кажется, что это безвольная смерть. Они приняли эту смерть самым славным образом, которую может только принять человек. Почему? Потому что нет большей сея награды, как если кто положит душу свою за други своя (Ср. Ин. 15, 13). А здесь князья не только положили душу за брата своего, но и ещё уступили эту жизнь своему брату, выполнив заповедь божественную, которая изложена у апостола Павла, писавшего о Христе, что он смирился даже до смерти (Флп. 2, 8). Это самое абсолютное, самая крайняя степень смирения, то есть настолько смирился, что смиренно принял смерть, как агнец, которого приносят в жертву.

И вот святые князья Борис и Глеб совершили именно этот подвиг. У них, с христианской точки зрения, не было выбора: если бы они воевали с братом, они бы совершили грех братоубийства, даже несмотря на то, что он интриговал против них, он был глубоко неправеден.

А с другой стороны, они приобрели то, чего не может приобрести даже обычный подвижник, а именно, пролить кровь за Христа, хотя, казалось бы, гонений нет. Почему? Мы часто не задумываемся над тем, что есть белое мученичество и есть кровавое. Кровавое мученичество заключается в том, что человека пытают и мучают за то, что он исповедует Христа как своего Бога. А белое мученичество — когда человек каждый день старается исполнять заповеди Божии, и за это исполнение заповедей его каждый день подвергают насмешкам, унижают, интригуют против него, оскорбляют; его не убивают, но это ежедневное мученичество некоторыми святыми отцами вменяется человеку в большее, чем кровавое.

А вот братья-страстотерпцы претерпели одновременно и то, и другое. Пребывая в гонениях от брата своего, Святополка окаянного, они претерпели невзгоды и в конце концов приняли смерть от рук убийц, тем самым выполнили всё то, что Господь повелел, потому что по сути все заповеди укладываются в двуединый призыв: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим… и ближнего твоего, как самого себя» (по Мф. 22, 37-40).

Князья Борис и Глеб как раз исполнили и ту, и другую заповедь максимально.  Они продолжили своего рода эту русскую традицию, которая зародилась ещё перед Крещением Руси — принятие смерти от ближних своих за Христа.

Вспомните, с чего начиналась Крещение, с посольства бояр заграницу в поисках государственной религии? с какого-то похода? — Ничего подобного. Если мы вчитаемся в житие князя Владимира, то мы увидим, что его оттолкнула от язычества смерть двух викингов — Феодора и сына его Иоанна, которые были уже православными христианами, приняли, предположительно, Крещение ещё в Константинополе, когда были ещё наемниками у Византийского императора, а потом служили в дружине князя Владимира. И вот выпал на них языческий жребий, согласно которому надо было принести перед походом в жертву какого-то из людей. И жребий пал на них, а они были самыми искусными войнами.

И вот тогда князь Владимир задумался: ради чего — ради этих деревянных истуканов надо было убить лучших воинов, которые были преданы ему. И он понял, что в язычестве нет ничего хорошего —  это льстивый обман, причем, обман человеконенавистнический, демонический.

С этого момента он понял, в чём преимущество христианства, в том, что христианство возводит ценность человеческой не просто жизни как таковой, потому что жизнь ценится и у животных, только в определенной степени, а именно человеческой личности как образа Божия...

Именно христианство возвело ценность человеческой жизни и личности на самый высокий уровень, и именно христианство дало нам, русским людям, звание цивилизованной европейской страны. До этого у нас был в религии — шаманизм, а в обычной жизни — невежество. Когда пришло Православие, в обычной светской жизни появилась грамотность, наука, письменность, литература, причём самого высокого уровня, а в духовной жизни появилась самая истинная религия — Православие.  

Православие является той религией, которую дал Господь для спасения и вечной жизни вместе с Ним, в единстве с Ним и в Его благодати.

И Борис и Глеб это прочувствовали всем своим естеством, и всё их влекло ко Христу и намечавшаяся битва с братом, когда идут дружины друг на друга, и ведь не защищают государства, а русский убивает русского ради того, чтобы выяснить, кому из братьев сесть на престол, не являлась для них решением конфликта. И чтобы этого кровопролития не было, они пошли на смерть, потому что они благодаря святым книгам помнили, о чем писал апостол Павел: «Для меня жизнь — Христос и смерть — приобретение» (Флп. 1, 21).

Братья и сестры, памятуя о том, как братья предали свои жизни, памятуя, как они всей душой стремились ко Христу, давайте рассудительно и смиренномудро терпеть случающиеся невзгоды, памятуя, что наша «жизнь — Христос и смерть — приобретение» (Флп. 1, 21). Аминь.

 

 

иеромонах Илия (Копылов)

Иеромонах Илия (Копылов)

Иромонах Илия (Копылов) 

О милосердии. Проповедь в день первоверховных апостолов Петра и Павла

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня на улице пасмурная погода, а ещё вчера лил дождь... А совсем недавно светило яркое солнце, согревающее нас теплом. Без живительной влаги, как и без тепла, растения не могут приносить плодов.

Такое удивительное согласие установил в природе Творец всего сущего. И это великолепное созвучие мы видим не только в тепле и влаге. Посмотрите, как день сменяет ночь, как весна приходит к нам после зимы. Разве всё это не достойно удивления и славословия Творца?!

И если обычный часовой механизм нуждается в силе, двигающей его, то как такой огромный и многообразный, видимый нами мир может пребывать в гармонии сам собой, независимо от Создателя?

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Но дивное согласие мы зрим не только в окружающем нас материальном мире. Ликует душа и возносится горе, когда начинает видеть то духовное единомыслие, которое имели великие Первоверховные апостолы Петр и Павел.

Они были согласны во всем: в вероучении, в познании Божественных истин, но, при этом, имели сострадание к ближним и усердно помогали бедным.

Ведь послужить Христу в лице нуждающихся в пропитании — это главная добродетель. И если мы надеемся получить милость от Бога, то, прежде всего, должны быть сами милосердными.

Посему пусть добродетель вашей милости распространяется не только на знакомых людей, но и на незнакомцев и даже на животных, ибо сказано: «Блажен, иже и скоты милует».

Но больно смотреть, когда люди проходят мимо человека, нуждающегося в нашей помощи. Ведь если Бог дал такое обстоятельство, то и спросит нас в День Судный: «были ли мы милосердны или прошли мимо, оправдываясь нехваткой времени или ещё чем-либо, как в притче о добром самарянине?

Когда считающие себя набожными иудеи проходили мимо избитого человека, они оправдывали себя занятостью. И лишь простой самарянин не оказался безсердечным — помог бедолаге.

Не уж-то  позабыли мы закон совершенства, который через Святое Евангелие повелевает: «имение твое раздай нищим»(Мф. 19,21)?

Конечно, могут сказать, что мы далеки от совершенства и нам важнее накормить себя и своих родных, чем подавать милостыню чужим и незнакомым людям.

Но разве не к совершенству должны мы стремиться? Разве здесь мы будем жить вечно?

Мы пришли в сей мир на малое время. И если будем помнить об этом, то станем ли заботиться о завтрашнем дне, если не знаем точно, будем ли мы жить ещё здесь, на этом свете? Станем ли обременять себя множеством богатства, которое не заберем с собой туда? — Всё оставим здесь.

«Раздай твое имение нищим и следуй за Мной», — говорит, Господь.

Вот это и есть деятельная любовь к ближним, а не пустые слова. Это и есть надежда на Бога, а не на свои сбережения.

Посему пусть дела ваши покажут свидетельство искренней любви, а не слова только, прельщающие душу оправданиями.

И два великих светильника — Петр и Павел — да будут для нас примером, достойным подражания в делах милосердия.

А то, что милосердие — великая добродетель, которая не только очищает грехи, но и возвышается над самой смертью, свидетельствует святой Иоанн Златоуст, приводя в пример милостивую Тавифу.

Эта благочестивая женщина каждый день только и делала, что раздавала милостыню. Она шила одежду для неимущих вдовиц и оказывала помощь многим нуждающимся.

Случилось так, что она заболела и умерла.

И вот те, кто раньше получали от неё благодеяния, теперь сами стали для святой благодетелями. Они позвали апостола Петра, чтобы тот пришел и воскресил умершую.

Апостол же, придя,  приклонил колена и помолился Богу. Затем сказал умершей: «Тавифо, востани». И она, открыла глаза и встала. И много времени после этого прожила, продолжая ещё усерднее упражняться в добродетели милосердия.

И если так в этой земной жизни Бог воздает за милосердие, то какова награда ожидает там, на небесах, тех, кто питает голодных и одевает нагих?

Посмотрите, какая неравная награда. Святая Тавифа всего лишь давала пропитание и шила одежду для вдовиц, а они, получив благодеяние, в больше мере соделали для неё, вернув ей жизнь. Вернее не они, а Сам премилосердый Господь наш Иисус Христос воздал сторицею за заботу о страждущих.

Памятуя это, наши Оптинские Старцы, подражая Первоверховным апостолам Петру и Павлу, хранили доброе согласие между истиной в вероучении и добродетелью милосердия. 

Так преподобный старец Моисей, будучи настоятелем обители, во время голода брал на работу в Оптину ребятишек из бедных семей.

Их обязанности заключались лишь в том, чтобы гонять галок в монастырском саду, да есть досыта фрукты. А в придачу старец платил им еще и жалование, чтобы и семьи их могли пережить голод.

Поспешим же и мы оказать милосердие. И не важно, каково имение наше. Пусть оно будет составлять хотя бы две лепты. Господь не требует от нас многого. Ибо милостыня ценится не множеством денег, а искренностию и усердием.

Иногда и чаша простой воды является в очах Божиих больше, чем огромная сумма денег. Ведь сказано: «доброхотно дающего любит Бог»! Аминь.

 

 

Иеромонах Илия (Копылов)

О Славе Божией

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Не всё, что блестит, имеет ценность. Ибо нередко предметы и украшения, сделанные из простого металла, можно перепутать с драгоценными. Но проходит время, и блеск поддельных украшений исчезает, их цвет становится темнее, а вскоре они и вовсе подвергаются тлению.

Так и слава человеческая помрачается и рассеивается, как дым, если она не имеет того единственного и драгоценного основания — Славы Божией.

Сколько было известных миру танцовщиц и лицедеев, сколько было прославленных певцов и певиц. Но имена их с годами забыты. И хотя помышляли они, что приносят добро людям, и жертвовали собой ради искусства. Однако все их старания оказались суетными. И посему в поисках ложного блеска, прославляя тленное, обрели они тление.

«Сыне! Даждь Ми твое сердце!» — говорит Господь (Ср.: Прит. 23, 26). Возлюби Бога всем сердцем и всею душею своею (Мф.22, 37). И не просто на словах возлюби, но прежде всего делами покажи, что любишь Истину.

«Ибо Кто любит Меня, — говорит Он, — тот заповеди Мои соблюдет» (Ин. 14, 21).

А все что делается не по заповеди и не ради Творца всего сущего, не ради Христа Бога нашего, а ради собственной славы — все это обречено на безславие.

Сколько было языческих воинов? Сколько таких, которые надеялись на себя и на свои силы, а не на Бога. Но где их имена? Они канули в лету...

А посмотрите на воинов, носивших в сердце своем Бога. Это и святой благоверный князь Александр Невский, святой Дмитрий Донской, святой мученик воин Нестор, святой Федор Ушаков, великомученик Георгий Победоносец и множество других имен, память о которых жива из рода в род.

Даже разбойник, висевший по правую сторону от Христа и взмолившийся к Нему: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем», воспоминается и прославляется нами как благоразумный. Ибо он в предсмертный свой час вспомнил, Кем создан, и что рука, забирающая его из этого бренного мира — рука Божия.

Но что говорить о разбойнике, когда все вокруг нам напоминает о славе Божией? Ведь куда ни посмотрим, весь мир представляет собой как бы книгу, повествующую о незримом величии Творца!

Оптинский старец игумен Иоанн (Соколов) говорил, что душа от привычки к земным заботам нередко делается нечувствительной к стремлению к Небесам.

Как-то пришел к нему один профессор и спросил: "Как можно веровать в Бога, если вокруг столько знаний, которые опровергают Его существование?"

А время было тогда безбожное, повсюду навязывался людям атеизм и богоборчество. Антинародная власть разрушала храмы, расстреливала священников. Многих верующих только за то, что они верили в Бога отправляли в ссылку. Конечно, и светские науки сплошь были пропитаны антирелигиозной пропагандой.

Сам Оптинский старец Иоанн только что вернулся из ссылки, где много претерпел за Христа.

И вот столкнулись две величины: ученый профессор, опирающийся на безбожные знания, и Оптинский Старец — духоносный сосуд, исполненный благодати Духа Святаго, имеющий познания в Божественной премудрости.

— А в чём Вы видите отсутствие Бога? — спросил Старец профессора.

— Ну, хотя бы в том, что прогресс достиг такого уровня, что самолеты летают в небе, но Бога там никто не видел, — сказал ученый.

Старец улыбнулся и спросил:

— А Вы верите в таблицу Менделеева?

— Да, безусловно! Ведь её составил учёный человек.

— А Вы, профессор, Менделеева когда-нибудь видели?

— Нет, конечно, — засмеялся тот, — ведь Менделеев давным-давно умер.

— Но Вы, профессор, надеюсь, верите в то, что он когда-то жил на земле и оставил после себя таблицу химических элементов? — продолжал Старец Иоанн.

— Ну, Бог с Вами, — сказал учёный. — Ведь сама таблица элементов свидетельствует о том, что этот человек гениален.

И профессор с пристрастием стал приводить различные примеры уникальности открытий Менделеева. А Старец, молча, выслушал учёного, а затем продолжил:

— Дорогой мой человек! Если Вы считаете гениальным того, кто записал в таблицу химические элементы окружающего мира, то разве не более гениален Тот, Кто эти элементы создал?

Этот вопрос поставил профессора в тупик. А ведь действительно? Наука открывает законы природы, а Кто установил эти законы? Кто заставил землю вращаться вокруг своей оси? Кто создал жизнь животных и человека?

Много думал профессор о беседе с Оптинским Старцем. Запомнились ему и слова игумена Иоанна о том, что в поисках научных исследований человеку необходимо, прежде всего, направлять ум свой к познанию Истины.

И такую пламенную веру обрел учёный, что впоследствии пожелал стать монахом. Но время было непростое, и потому принял он тайный постриг. 

Чудны дела Твоя, Господи! И велика милость Твоя к роду человеческому! И слава Твоя простирается превыше небес! (Пс. 8, 2) Даруй и нам, многогрешным, прощение и оставление грехов, дабы и мы прославляли Тебя во вся дни живота нашего и во веки веков. Аминь.    

 

Проповедь на Пасху 2015 года.

Христос Воскресе!

И вновь взошло на Небосводе нашего спасения ярко сияющее Солнце Правды!

Возлюбленный Господь наш Иисус Христос Своими Божественными лучами в который раз снова озарил души наши ликованием и торжеством Своего Воскресения!

Благодарение Господу Богу, что и в этот раз радость не миновала нас! О, чудо чудное и диво дивное! Никакой человеческий язык не в состоянии описать всего того величия Пасхального Торжества! 

И что же может с ним сравниться? 

Ни тот пир, который устроил отец, возвратившемуся из страны далече блудному сыну. Ни то ликование, с которым принес пастух на плечах своих заблудившуюся овцу. 

Все это несомненно радость! Но она всего лишь малая тень того великого вселенского Веселия, участниками которого мы сегодня по милости Божией являемся.

Христос Воскресе!

Весь ангельский мир парит в ликовании! И всё земное воздевает руки к Небу! Да празднуем Торжество сие не ветхой закваске, ни в квасе иудейского презрения, злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины (1 Кор. 5, 8).

Ибо Постом Великим мы умерщвляли ветхого человека, а ныне, в праздников Праздник и Торжество торжеств облеклись в нового!

И этот наш новый человек пусть всегда пребывает в смиренномудрии и чистоте совести. Дабы, отложив лицемерие и зложелательство, удалить нам от себя самомнение, гордость и всякую ложь, чтобы достойно праздновать сие Пасхальное Торжество, как предзнаменование вечности -  преддверие будущего века! 

И если в такой Великий день мы говорим о радости, то как умолчать нам о молитве и благодарности Богу? 

Святой Апостол Павел так открывает о нас волю Воскресшего Господа: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите. Ибо такова о вас воля Божия (1 Фес. 5, 16-18). И потому напрасно некоторые считают, что в Великий Пост мы усердно молились, а теперь можно и отдохнуть от молитвы.

Но разве может человек устать от того что дышит? С остановкой дыхания наступает смерть тела. Так и в молитве не может быть никакой передышки. Ибо с оставлением молитвы наступает смерть души. 

Вы слышали, что повелевает Господь устами святого Павла? – «Непрестанно молитесь». Ибо тот, кто оставляет молитву подвергается нападению коварного врага, который как рыкающий лев ходит, ища кого поглотити (1 Петр. 5, 8)

Посему никто да не оставляет молитву ради Пасхального ликования. Ибо утратив молитву, утратим и радость о Господе. 

Суть же в том, что Великим Постом наша молитва должна была согреваться благоговейными покаянными чувствами. Теперь же, в Праздник Воскресения Господня, необходимо, чтобы она исполнилась чувством благодарения и славословия!  Христос Воскресе! 

Никто благоразумный не выбросит весел, находясь в лодке, плывущей по течению быстрой реки. Никто из здравомыслящих не погасит костер, согревающий путников в ночном походе. 

Ибо Возлюбленный Господь наш Иисус Христос говорит: «Без мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). А если это так? А мы верим, что слова Спасителя непреложны.  То мы должны всегда и во всем просить помощи у Него. И не только в печали и скорби обращаться ко Господу, но и в радости и веселии благодарить и славословить в молитвах и пениях. В конце 90-х годов прошлого столетия рядом с Оптиной пустынью подвизалась великая старица Схимонахиня Сепфора. Она прожила на свете более 100 лет и имела от Господа дар рассуждения.

И хотя последние годы своей жизни Старица была абсолютно слепа, духовными очами она прозревала тайны человеческого сердца и потому многие оптинские монахи приходили к ней за советом. 

Как-то пришел к матушке Сепфоре совсем еще юный послушник и спросил:

- Матушка! В Священном Писании сказано: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5, 16). Насчет того что надо всегда радоваться, понятно – это чтобы не унывать. Непрестанно молиться, тоже ясно – это чтобы молитва была как щит против козней лукавого. Но вот зачем за все благодарить Бога? Неужели Господь нуждается в нашей благодарности?

Матушка улыбнулась и ответила:

- Радость моя! Бог ни в чем не имеет нужды. И пользу от благодарения Господа получаем мы с тобой. Вот ты, когда был маленьким, тебя же родители приучали говорить «спасибо» и «пожалуйста»? А для чего они это делали? – Для того чтобы ты, радость моя, стал вежливым, послушным и прилежным. Чтобы вырос хорошим человеком.

Так и Господь через навык к благодарению приучает нас к разумению, чтобы мы всегда во всем: не только в радости, но и в скорби за все благодарили Его и через это стали кроткими и смиренными. А без смирения нам никак не спастись. 

Когда мы навыкаем благодарить за все Бога, тогда мы начинаем жить по воле Божией. И уже не желаем чего-либо для себя, но как Бог даст. Вот так, радость моя, через благодарение Господь ведет человека от тьмы к свету.

Такие мудрые слова Старицы зажгли огонь в сердце юного послушника. И пусть этот Божественный огонь горит всегда и в ваших сердцах, возлюбленные братия и сестры! Чтобы Божественная радость и молитва с сердечным благодарением наполняли ваши смиренные души, возлюбившие ныне Воскресшего Господа! 

Христос Воскресе! 

 

Иеромонах Илия (Копылов) 

 Проповедь в Великий Вторник. Благовещение Пресвятой Богородицы (2015)


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие Господь с Тобою!»

Ежедневно в храме мы слышим Богослужебное пение, которое есть образ незримого телесными очами ангельского ликования, непрестанно возносящейся хвалы Великому Творцу всего сущего!

Кто из нас мысленно не отрешался от суетного мира, внимая стройному пению церковного хора? Кто не возносился горе в молитвах и пениях, восторгаясь велией премудростью Всемогущего Бога?

Слава Тебе Боже, создателю Неба и земли! Слава Тебе даровавшему нам чудный Архангельский глас, возвестивший Пречистой Деве Марии благую весть!

И весть эту приносит на землю святой Архангел Гавриил, имя которого означает «мужество Бога». Ибо он возвестил Пресвятой Деве о воплощении возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа, Который смиренно благоволил вочеловечиться для сокрушения врат адовых.

Итак, чрез мужество Божие благовестил Пречистой Своей Матери сильный в брани Господь, пришедый в мир на битву против темных сил.

И пусть никто не говорит, что якобы недостоин или недостойна возносить хвалу Богу! Что бремя грехов мешает славить и благодарить Господа. Славословие – это наша обязанность, а не достоинство. Ибо тот, кто не благодарит Христа, даровавшего нам Спасение, не может принять небесный Архангельский глас Божественного радования в сердце свое.

Другое дело, что нераскаянные грехи тяготят душу и лишают ее чистосердечного благодарения и молитвы. И здесь помощник нам – искреннее покаяние и твердое желание раз и навсегда оставить грех и исправить свою жизнь.

Никто не в состоянии вместить великой Тайны воплощения Божия. Потому мы можем лишь верить, как поверила архангелу Гавриилу Пресвятая Дева Богородица. Услышав слова благовестника, она не испугалась, не возроптала, не возразила Архангелу, как это часто делают люди, говоря, что я не готов или не готова, мне нужно время и прочее.

Преславная Дева Мария смиренно выслушала архангела Гавриила и лишь для верности спросила: «Како будет сие, идеже мужа не знаю?». Ибо ее целомудренный нрав не мог даже и предположить какое-либо зачатие.

Архангел же ответил: «Дух Святый найдет на тя и Сила Вышнего осенит тя: тем же и рождаемое свято, наречется Сын Божий» (Лк. 1, 34-35). Услышав сие Мария смиренно ск

Страницы:
1 2 3 4 5


добавить комментарий  > 
26 мая 2014
Автор: Гость
Слава Богу за такие проповеди! Батюшка, спаси Вас Господи.
22 августа 2014
Автор: Ирина
Доброго дня, а когда опубликуете последнюю проповедь батюшки "О любви"? Переполняет желание вернуться к ней снова. Спасибо.
23 мая 2015
Автор: Диакон Артемий
Замечательные проповеди! Оптинский дух в них!
22 июля 2015
Автор: Елена
Благодати Вам Божией, отец Илия, спаси Бог за вразумление нас слабых духом.
10 октября 2015
Автор: Елена
Ваши проповеди духовно освежают, очищают, сердечно вразумляют, заставляют открывать в себе сокровенного человека! Благодати Божией всему Подворью Оптиной пустыни!
19 октября 2017
Автор: Curtisfug
Мы ценим ваше время и делим с вами общие цели. Ваши продажи для нас главный приоритет.
заказать прогон хрумером логин скайпа SEO2000

оращайтесь договримся есть примеры работ логин скайпа SEO2000