Сегодня Воскресенье 23 июля 2017 года
Поиск:

1/14 сентября — церковное новолетие

14 сентября 2015
1/14 сентября — церковное новолетие
1 сентября Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге Назарета пророчество Исаии о наступлении лета благоприятного (Лк. 4:16–22). В этом чтении христиане видят указание Господа на празднование дня нового года.

1 сентября (14 сентября по новому стилю) Православной Церковью празднуется церковное новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта.

 

Слово в первый день индикта, или нового года

Святитель Димитрий Ростовский

 

Царь веков, Господь Бог наш, положил времена или лета в своей власти (Деян. 1:7). Сам установил в эти времена различные праздники для Своего прославления и для отдохновения людей от мірских дел их. Еще в Ветхом Завете Он повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди, освободившись от житейской суеты, служили в этот день Единому Богу. [...]

Как некогда Сам Творец, в шесть дней создавший мір Словом Своим, благословил и освятил седьмой день, почив от дел творения (Быт. 2:2–3; Исх. 20:11; Евр. 4:4); и как впоследствии дал и человеку заповедь: Шесть дней работай, в день седьмой – суббота Господу Богу твоему не делай никакого дела ты (Исх. 20:9–10): так Он же благословил и освятил седьмой месяц и повелел людям в это время отдыхать от дел мірских. Об этом Господь вторично заповедал Моисею, говоря, месяца седьмого, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень (Лев. 23:39).

По какой же причине установлено это празднование?

В этом именно месяце, когда начали сбывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских.

В этом месяце святой пророк Моисей сошел с горы, с лицом, осиянным славою Божественной, и принес новые скрижали, на которых был начертан закон, данный Самим Господом (Исх. 34:29).

В этом месяце начато было сооружение Скинии Господней среди стана израильтян (Исх. 35).

В этом же месяце первосвященник, единственный раз в течение всего года, входил в Святое Святых.[...]

В этом месяце народ Божий, смиряя постом души свои и принося Господу жертву всесожжения, принимал очищение от грехов своих, содеянных за год.

В этом месяце совершилось торжественное освящение великолепного храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был в этот храм Ковчег Завета (3 Цар. 8).

В этом месяце все колена народа израильского отовсюду стекались в Иерусалим на праздник, исполняя заповедь Господню: «Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши» (Лев. 23:32).[...]

Приняла и святая Церковь обычай праздновать первого сентября начало индиктиона. Это было установлено по той причине, что в то время, когда праздновалось новолетие в Иудее и по всей вселенной, Господь наш Иисус Христос пришел в Назарет, где был воспитан. Это было в субботу, а в этот день иудеи имели обыкновение собираться в синагоге и проводить время в чтении книг пророческих. Господь «по обыкновению Своему», также вошел в синагогу и встал среди учителей. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: дух Господа на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам – открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное (Ис. 61:1–2). И, закрыв книгу и отдав служителю, Он начал говорить, что прочитанное пророчество исполнилось на Нем, что Он есть истинный Мессия, посланный от Бога Отца для спасения людей и обновления их жизни. «И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его» (Лк. 4:16–22).

Праздник новолетия был установлен святыми отцами на I Вселенском Соборе, в Никее. Это было в то самое время, когда Царь Константин Великий, победив Максенция, просветил вселенную светом благочестия, искоренил идольские празднества, освободил веру Христову от тяжких гонений и установил свои индиктионы. Тогда святые отцы установили праздновать новолетие, как начало христианской свободы, в воспоминание посещения Христом в этот день иудейской синагоги и проповеди Его о приятном лете Господнем. С того времени и мы празднуем первый день сентября месяца.

Но это уже праздник не Ветхого Завета, а новой благодати. Ибо в этот день Сам Законодатель, снисшедший с небес и носящий в себе Духа Отца, явил Себя міру и начертал закон Божий не перстом, но Своим Божественным языком и пресладкими устами, и не на каменных скрижалях, а на полотяных скрижалях (2 Кор. 3:3). Созидая Свою Церковь, которую только прообразовала ветхозаветная скиния, Он принес Богу Отцу за наши грехи жертву не без крови, Самого именно Себя. Сам Великий Первосвященник, прошедший небеса (Евр. 4:14), очистив нас от грехов Своей кровью, пролитой за нас, сделал нас святыми храмами, по словам апостола: храм Божий свят, а этот храм – вы (1 Кор. 3:17).

Принося за все эти благодарение Господу, мы празднуем лето Господне приятно: мы приняли от Него много неизреченных благ, поспешим же и сами быть Ему приятными. Мы ведь празднуем индиктион, не римскими царями установленный, а узаконенный Небесным Царем славы – Христом. Христов же индиктион – это Его святые заповеди, которые мы должны соблюдать и исполнять. [...] Вместо серебра Царь наш Христос требует от нас второй добродетели, несомненной надежды на Бога. Эта добродетель, больше чем серебро, обезпечивает человеку благополучную жизнь. [...] Вот какой христианский индиктион празднует ныне, вместо древнего языческого, Православная Церковь, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется по образу Создавшего его (Кол. 3:9–10).

Будем же праздновать новолетие так, как советует нам апостол: в обновлении жизни ходим, чтобы нам служить в обновлении духа, а не по ветхой букве (Рим. 7:6). Будем праздновать индиктион, повинуясь повелениям Господа Бога нашего, данным через Моисея, в книгах которого ныне читается: «Если вы будете поступать по уставам Моим, и заповеди Мои будете хранить и исполнять их: то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и пошлю мир на землю вашу и будете прогонять врагов ваших, и призрю на вас, и благословлю вас, и не возгнушается душа Моя вами, и буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев. 26:3-4,6-7,11,12).

 

azbyka.ru

 

Общая оценка: +10
Изменить оценку:  +1     -1
добавить комментарий  > 
Подпись:
Защитный код :
(Используются латинские буквы)