Сегодня Суббота 27 мая 2017 года
Поиск:

На Оптинском подворье состоялась воскресная духовная беседа

08 ноября 2015
На Оптинском подворье состоялась воскресная духовная беседа
8 ноября после воскресного богослужения на Оптинском подворье состоялась духовная беседа под руководством настоятеля игумена Арсения (Мосалева).

По сложившейся традиции, первая часть беседы была посвящена чтению наизусть прихожанами глав из Евангелия. Ранее читались 5-7 главы Святого Благовествования от Матфея (Нагорная проповедь), в этот раз прозвучали 14-15 главы от Иоанна. Также, было прочтено зачало из Евангелия от Иоанна, читавшееся в этот день за богослужением, главы 15-16 (памяти великомученика Димитрия Солунского).

Затем, игумен Арсений и игумен Ефрем побеседовали с прихожанами на духовные вопросы. Предлагаем вниманию читателей нашего сайта некоторую часть из беседы.

Игумен Арсений: Учите главы из Евангелия, носите в сердце своем, иначе слово не сможет «взойти» в сердце. Чтобы что-то пожать, нужно хотя бы что-то посеять, правильно? Как говорит Господь: «Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя и совершу дело Его», когда ученики Ему говорят: «Равви, яждь»«Аз брашно имам ясти, егоже вы не весте», то есть Господь сказал им, что Я имею то кушание, которое вы не знаете (по Ин. 4:31-38).

От прихожан прозвучал вопрос об отношении к современным информационным устройствам, в частности, гаджетам.

Игумен Арсений: Как говорится, по причине умножения соблазнов, иссякнет любы многих (ср., Мф. 24:12). Гаджет не сам по себе какой-то плохой или плохи новые технологии, которыми мы пользуемся и используем информационное пространство, будь то видео, фото…

Прихожанка: Батюшка, мы говорим о том, что современный человек не может сосредоточиться на своей жизни, постоянно рассеивает собственное внимание, добродетели...

Игумен Арсений: Почитайте, у святого Петра Дамаскина, Оптинские старцы переводили книгу Петра Дамаскина «Главы о трезвении», обычно пишут про восемь добродетелей, восемь страстей, а у него интересно написано: он указывает свыше 200 страстей, или пороков, человеческих устроений, то есть плохих, и около 100 добрых, представляете? Чаще отцы Церкви выделяет такие добродетели: мужество, мудрость, целомудрие, правда. И нам может быть сложным для восприятия, что означают эти понятия... Но мы читаем отеческие книги, осмысляем, изучаем свое духовное устроение. Святые Отцы и сами указали, для чего они писали поучения, св. Петр Дамаскин интересно описывает эту причину: они бы написали намного больше — да вы не вместите, они написали только то, что вы сможете вместить, написали тайны Божие, которые сокрыты в Евангелии.

Далее, на беседе зашел разговор о сегодняшнем времени, во многих отношениях благоприятном ко спасению, к обретению веры в Бога. Прихожане храма, недавно побывавшие в Оптиной Пустыни, отметили, что в монастырь приезжают множество паломников, на службах в монастырских храмах очень много народа, большинство исповедуются и причащаются.

Прихожанка: Батюшка, как долго такое время благодатное будет?

Игумен Ефрем: Люди каются, приходят к Богу… Это сокровенный момент, сколько Господь уготовил миру. Люди каются, слёзы проливают за свои грехи, кто-то молится, поэтому мир стоит ещё. В нашем человеческом понимании, человеческой логике или справедливости — она не входит ни в какое сравнение, да и сравнивать вообще нельзя, человеческую волю с Божьей волей — нам казалось мир должен прекратиться, беззаконие настолько возросло. Мы видим каждый день, что происходит в мире. Беззакония, угнетение, несправедливость, социальная несправедливость достигают такой уже меры. Говорим: «Господь, где же Ты?» А вот почему-то любовь Божия, Его долготерпение остаются превыше наших рассуждений.

Прихожанин: В Нагорной проповеди Иисуса Христа говорится о том, что наши дела — молиться, поститься, творить милостыню — нужно втайне. Что это означает? Втайне — чтобы в принципе никто не знал или это сказано об желании похвастаться?

Игумен Ефрем: Второе, о желании.

Прихожанин: А первое не имеется в виду?

Игумен Арсений: Если случайно увидели, что вы не едите, это не об этом говорится. Вы не едите что-то, потому что у вас пост, и всё — случайно кото-то узнал или неслучайно. Батюшка Ефрем правильно сказал, здесь говорится о желании: «Яко да явятся человеком» — яко да прославятся от людей (Мф. 6:5). В Евангелии не нужно слова выбирать из контекста, там дано конкретное указание и объяснение.

Прихожанин: А если даже в каких-то церковных делах человека чествуют и это всем становится известно, то его духовная жизнь сохраняется?

Игумен Ефрем: Мы видим, как его чествуют, но мы не знаем, сколько он несёт скорбей внутри, может, кто-то его оскорбляет. Мы часть его жизни увидели — чествование, а сколько у него скорбей, о которых весь мир и не знает… Мы все читали житие преп. Серафима Саровского: сначала он жил в пустыни, а потом ему было сказано, чтобы он вышел и служил людям. Когда человека появляются дары Божии, Бог призывает человека на служение, тогда, о чем речь может идти, о каком тщеславии, здесь послушание Богу. Это призыв Божий. Или преп. Ефрем Сирин, в свое время, хотел уйти в пустыню, а ему Ангел явился и остановил. А в другой раз его призвали на епископство, а он принял на себя вид безумного и этим отклонил от себя принятие сана.

Прихожанка: Мне кажется, если ты пытаешься сделать что-то доброе и совершаешь, то всё равно мы все повреждаемся (духовно)?

Игумен Ефрем: Здесь речь немного о другом. Мы слишком не дотягиваем до той планки, о которой вы говорите «тщеславии напоказ». Мы элементарно не можем друг друга понести (потерпеть), не можем потерпеть злого слова о себе, не можем сохранить кротости… Сейчас время снисхождения друг к другу, архим. Иоанн Крестьянкин часто говорил, что сейчас время любить. 

Также, прозвучали вопросы о смирении, браке, гонениях на христиан, доверии духовнику и некоторые другие. В завершении духовной беседы отец Арсений обобщил главные вопросы и темы, о которых шла речь на собрании, и подытожил высказанные мнения. 

Игумен Арсений: Святые Отцы говорят, смирение и любовь — одно. Любовь — имеется в виду Христова, любовь как союз совершенства. Если бы мы имели любовь, то имели бы и смирение. Часто мы говорим о том (духовном делании), что не имеем, о том, о чём представления не имеем. Дела подразумеваются не в том, что мы сделали юридически доброго и плохого, но самими делами христианских заповедей мы изменяемся, делаем дело втайне (не напоказ), тем самым возвращаем наше общение с Богом. Всё только для этого делается. Дела являют как бы форму, но итог совершенства — внутренний. Отец Ефрем подсказывает совершенно верно заповеданное апостолом Иоанном Богословом: «Поступаем в мiре сем как Он» (1Ин. 4:7). Читайте чаще Апостол, послания святых апостолов. Читая послания, мы видим, насколько мы не понимаем христианства вообще, насколько уклонились от христианства. Господь говорит: пошлю вам Утешителя, Духа истины, «Егоже мiр не может прияти» (Ин. 14:17). И вот мы сегодня этот «мiр», который не может приять Этот Дух. Мы Его принимаем иногда, но Он от нас ускользает. Об этом очень хорошо написано у свт. Игнатия (Брянчанинова).

spb.optina.ru

 

Общая оценка: +24
Изменить оценку:  +1     -1
добавить комментарий  > 
09 ноября 2015
Автор: Ксения
Очень рада, что эта беседа состоялась. Много узнала нового. Уважаемая администрация сайта, предупреждайте о таких беседах заранее, пожалуйста. Спаси Вас Господи!:)